Изучение стилистических особенностей описания интерьера в романе дж. голсуорси «собственник» на занятиях по английскому языку в средней общеобразовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Художественная литература как вид искусства обладает широким потенциалом для творческого осмысления, т.к. в центре внимания учителя и ученика находится художественный образ.
Изучение художественного произведения на уроке иностранного языка способствует углублению знаний о социальных отношениях, обществе, культуре в целом. Художественный текст в силу внутренне присущих ему качеств изображает не только личность персонажей, но и повседневное поведение, коммуникативные стратегии и предметную действительность.
Важную роль в изучении иностранного языка с учетом его культурологического аспекта играет работа с художественной литературой – блоком художественных текстов данного языка. Знакомство и изучением иностранной художественной литературы обязательно включено в учебный образовательный минимум для обучающихся.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..........……...…….... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПИСАНИЯ ИНТЕРЬЕРА.............7
-
- Стилистические средства и приемы. Понятие и классификация...........12
Выводы по первой главе.......................................................................................17
ГЛАВА II. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ИНТЕРЬЕРА В РОМАНЕ ДЖ. ГОЛУСОРСИ «СОБСТВЕННИК».................18
- Краткий обзор романа Дж. Голсуорси «Собственник»………………...18
- Стилистические приемы описания интерьера в романе..........................20
Выводы по второй главе…...................................................................................27
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АНАЛИЗА СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ.………………………………..23
- Методика обучения изучающему чтению старших школьников............28
- Анализ УМК «Rainbow English» для 10 - 11 классов..............................35
- Методические рекомендации по работе над анализом элементов стилистических приемов описания интерьера …………………....…………... 38
Выводы по третьей главе…..................................................................................45
Список использованной литературы...................................................................48
Приложение ……………………………………………………………………51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Burnett R. How images think. - Cambridge: MIT press, 1991. - 253 p.
Craic K. The nature of explanation. - Cambridge: Cambridge University Press, 1943.- 143 p.
Edgar Allan Poe The Masque of the Red Death, 1842
Galsworthy J. The man of property. - M.: Foreign language publishing house, 1950.-314 p.
Galsworthy J. Vague thoughts on art. - London, Heinemaan, 1945. - 211 p.
Longman dictionary of contemporary English. - London: Longman, 1997. - 1668 p.
Marrot G. V. The life and letters of John Galsworthy. - London: Heinemaan, 1945.-325 p.
Mincoff M. The study of style. - Sofia: Naouka, 1966. - 243 p.
Smith L. P. Words and idioms. Studies in the English Language. - London: Constable, 1948. - 299 p.
Tsilenko I.P., Reading English newspapers as one of the most effective ways of learning English, – Kostanay, 2017. – P. 162-166
Азнаурова Э.С. Очерки по стилистике слова. - Ташкент: Фан, 1973.
Арнольд И.В. Сборник статей. — Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1999.
Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 384 с.
Бердыгулова Г.Т., Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при изучении английского языка, –Костанай, 2020. – С. 74-78
В. А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников" "Просвещение", Москва, 1976 г.
Вежбицкая А. Сравнение – градация – метафора // Теория метафоры. –М.: Прогресс, 1990. – С.133-151.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Издательство АНСССР, 1963. – 256 с.
Вопросы семантики и стиля. Уфа: Башкирский государственный университет, 1985.,- 148с.
Воропанова М.И. Джон Голсуорси и русская литература. Автореф. дис. кан. филол. наук. -М., 1952. - 16с.
Перейдем к изучению стилистических приемов описания интерьера на конкретных примерах из романа. Целесообразно разделить отрывки на группы ппо функциям, которые выполняет описание в отрывке.
- Описания, выполняющие декоративную функцию:
Отрывок из 2 главы романа: «In the rich brown atmosphere peculiar to back rooms in the mansion of a Forsyte, the Rembrandtesque effect of his great head, with its white hair, against the cushion of his high-backed seat, was spoiled by the moustache, which imparted a somewhat military look to his face.». [4, p.14].
В данном фрагменте используются такие средства описания, как – эпитет («В богатой коричневым атмосфере,» - «In the rich brown atmosphere»). С его помощью создаётся образ богато обставленной комнаты. Создается ощущение скучной, приземленной атмосферы вокруг.
Отрывок из 2 главы романа: «Its gloomy chocolate, picked out with light green, took his fancy.». [4, p.17].
В данном фрагменте используются такие средства описания, как – эпитет («Ее сумрачно шоколадный тон» - «Its gloomy chocolate»). С его помощью создаётся образ романтической атмосферы ресторана, с приглушенным светом. В данном случае эпитет помогает лучше представить вид столовой.
- Описания, выполняющие характерологическую функцию:
Отрывок из 1 главы романа: «The Haymans again — Mrs. Hayman was the one married Forsyte sister — in a house high up on Campden Hill, shaped like a giraffe, and so tall that it gave the observer a crick in the neck; the Nicholases in Ladbroke Grove, a spacious abode and a great bargain; and last, but not least, Timothy's on the Bayswater Road, where Ann, and Juley, and Hester, lived under his protection» [4, p.12].