Ситуация успеха как условие формирования учебной мотивации младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, социальное положение в коллективе, семье. Вступая в данный возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода он получает новые знания, умения и навыки – создаёт необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Именно здесь формируются качества личности, которые определяют отношения ученика к знаниям, труду, к самому себе и другим.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников через создание ситуации успеха 9
Сущность понятия «учебная мотивация 9Особенности формирования учебной мотивации у младших школьников 18
Педагогический потенциал ситуации успеха в формировании учебной мотивации младших школьников 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации младших школьников через создание ситуации успеха (на примере уроков литературного чтения) 25
2.1 Диагностика сформированности учебной мотивации младших школьников в процессе педагогического эксперимента 25
2.2 Работа учителя начальных классов по формированию учебной мотивации через создание ситуации успеха на уроках литературного чтения 38
2.3 Диагностика уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников на основе занимательного материала 48
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение А 62
Приложение Б 66
Приложение В 68
Приложение Г 72
Приложение Д 74
Приложение Е 77
Приложение Ё 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алфеева, Е.В. Изучение мотивов учения и отношения младших школьников к учебной деятельности / Е.В. Алфеева //Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. – 2014. – №1(3). – С. 59-62.
2. Архиреева, Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста / Т.В.Архиреева // Культурно-историческая психология. 2015. – Т. 11. – №2. – С. 38-47.
3. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Л.И. Божович // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – С. 20—55.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
5. Братчикова, Ю.В. Особенности учебной мотивации младших школьников / Ю.В.Братчикова, А.Д.Ломова // Личность в современном миресборник научных статей Всероссийской научно- практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. – 2014. – С. 67-70.
6. Бывшева, М.В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности / М.В. Бывшева //Начальная школа плюс До и После. – 2014.– №1. – С. 14-19.
7. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А. Цукерман.-М.: Владос, 2007. — 160 с.
8. Галкина В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников / В.М. Галкина // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – №5(35). – С. 96-99.
9. Гани, С.В.Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости/ С.В. Гани, В.А. Гани //Актуальные вопросы современной науки. – 2009. – №8. – С. 67-72.
10. Гинзбург, М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7лет. Особенности психического развития детей 6–7летнего возраста / М.Р. Гинзбург // [ред. Д.Б.Эльконин]. – М.: Педагогика, 2007. – 184с.
11. Гуткина, Н.И. Динамика учебной мотивации от второго к третьему классу / Н.И.Гуткина, В.В. Печенков // Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 4 (9). – С. 46—50.
12. Дружинина, М.В. Моя главная книга по литературному чтению/ М.В. Дружинина.- М.: АСТ, Астрель, 2010. — 128 с.
13. Кочеренко О.А. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе / О.А. Кочеренко. // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138). – С. 370-372.
14. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 739 c.
15. Одинцова С.А. Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности / С.А. Одинцова, Т.В. Аксинович // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – № 2. – С. 112-115
16. Плетнева А.А. Особенности учебной мотивации младшего школьника / А.А. Плетнева // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 3-2. – С. 159-162.
Современными авторами (Е.П. Ильин) мотив рассматривается как сложное психологическое образование, состоящее из потребностного блока, блока «внутреннего фильтра» и целевого блок. Потребностный блок состоит их биологических и социальных потребностей, а также того, что связано с осознанием долга, необходимости совершения чего-либо. Блок «внутреннего фильтра» состоит их психических явлений, позволяющих реализовать нравственный контроль (речь идет об убеждениях, ценностях, идеалах), оценку внешней ситуации и собственных возможностей (знаний, умений, качеств) и предпочтений (интересы, склонности, уровень притязаний). Целевой блок представлен образом предмета, способным удовлетворить потребность и образом определенного действия, осуществление которого позволяет достичь желаемого [23, 85].
Совокупность мотивов образуют мотивацию деятельности. Мотивация понимается Б.Г. Ананьевым как связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности [цит. по: 24, 196]. По определению В.Г. Асеева, мотивация представляет собой состояние личности, которое определяет уровень активности и направленность действий индивида в определенной ситуации [2, 120].
По Х. Хекхаузену, мотив отражает относительно устойчивые личностные диспозиции, т.е. индивидуально-специфические моменты мотивационного процесса, побуждаемого ситуационными переменными. Мотивация выступает как побуждение к действию конкретным мотивом, как процесс выбора из возможных действий, который регулирует и направляет действие на достижение специфических для этого мотива целевых состояний, а также поддерживает эту направленность. Другими словами, мотивацией объясняется целенаправленность действия [54, 224].
Мотивация, как специфическая активность индивида в плане сознания, является особым намеренным действием индивида с внешними и внутренними операциями, включенным в процесс порождения деятельности. Мотивация является сложной системой, которая имеет свою структуру. Б.И. Додонов описал структуру мотивации в виде ее структурных компонентов:
– удовольствие от процесса деятельности;
– значимость для личности результата деятельности;
– «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность,
– принуждающее давление на личность [цит. по: 13, 219].
По видам деятельности мотивы могут быть: трудовыми, учебными, исследовательскими, профессиональными, коммуникативными.
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «учебный мотив». Так, Л.И. Божович рассматривает мотив учебной деятельности в качестве побуждения, которое характеризует личность, ее преобладающую направленность, сформированную в процессе ее социализации [6, 62]. По определению А.К. Марковой, учебный мотив определяет как направленность учащегося на отдельные стороны учебной деятельности, которая связана с внутренним отношением учащегося к ней [32, 105].