Гендерные особенности самопрезентации ребенка дошкольного возраста (на примере МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 13» г. Ефремов)
ВВЕДЕНИЕ
Самопрезентация как психологический феномен в науке начала исследоваться сравнительно недавно, но уже имеет достаточно большой спектр определений: способ выражения образа субъекта; социальная самостоятельность; желаемый социумом образ поведения; формирующая способность человека; общение; способ управления впечатлениями; самоподача; предъявление имиджа; манипуляция и т.д.Ребенок претендует на самостоятельность, на презентацию своей уникальности. Основой самопрезентации становится осознание ребенком собственных возможностей и присвоение им социального опыта поведения.Основоположники отечественной психологии Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, изучая явления самопрезентации отмечали ведущую роль усвоения культурных норм поведения в развитии личности, когда человек не может стать человеком без усвоения, присвоения и принятия социального опыта взаимодействия, идей, сформулированных ранее.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………..7
Проблема самопрезентации ребенка в психологической науке….7
Понятие гендера в психологии……………………………………17
Развитие гендерных представлений у дошкольников…………...20
Выводы по 1 главе……………………….………………………………..25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...26
2.1. Выявление уровней развития гендерных особенностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...26
2.2 Реализация программы психолого-педагогической коррекции само презентации дошкольников……………………………………………………40
3.1. Оценка эффективности работы по развитию гендерных особенностей самопрезентации дошкольников…………………………….....44
Выводы по 2 главе………………………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ИспользованНЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020. 416 с.
2. Абубикирова Н.И. Что такое «тендер»? // Общественные науки и современность. 2021. №6. С. 123-125.
3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности.) Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020. 224 с.
4. Авдеева H.H. Становление образа себя у детей первых трёх лет жизни // Вопросы психологии. 2022. №4. С. 5-13.
5. Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: Институт молодёжи, 2019. 164 с.
6. Алёшина Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. 2019. №4. С. 74-82.
7. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей. М.: МПСИ, 2021. 218 с.
8. Алтунина И.Р. Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Психологическая наука и образование. 2019. №2. С. 5-14.
9. Алтунина И.Р. Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте // Психологическая наука и образование. 2020. №3. С. 5-15.
10. Ананьев Т.Д. Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. 2018. №4. С. 3-22.
11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2018. 339 с.
12. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс,2019. 288 с.
13. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2020. 376 с.
14. Андреева Е.И., Беляева O.A. и др. Тендерная экспертиза программ и пособий для дошкольного образования // Тендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Часть 2. Мурманск: ОУ КРЦЦОиРЖ,2020. С. 21-39.27.
15. Бем, С.С. Формирование умения общения со сверстниками / С.С. Бычкова. – М.: Аркти., 2018 – 96 с.
16. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2020.
Ребенок дошкольного возраста предъявляет свои интересы, желания и целеустремления обществу, которое отвечает признанием или отвержением. Дошкольник может утверждать свое устремление к самостоятельности, предъявляя сформированность второго звена самосознания детской личности - притязания на признание. Имея особое имя, лицо и тело, признавая своих родителей, уважая их, имея право быть счастливым и любимым, ценя самого себя, будучи обязанным другим, ребенок становится способен самопрезентироваться в социальном окружении через притязание на признание.Самопрезентация, согласно нашему пониманию, это сопричастная развитию личности, особая форма социальной активности, являющаяся результатом парного механизма «идентификация-обособление», в результате чего происходит присвоение норм и ценностей социума, с их последующим предъявлением окружению в реализации притязания на признание. Содержательные основания самопрезентации могут проявляться в отношениях к миру вещей, к миру людей, к самому себе.Данное определение позволяет рассматривать самопрезентацию не только как социальное явление, но и как феномен психологии развития и бытия человека как личности. В процессе перехода с одного возрастного периода на другой, в процессе развития личности будут изменяться содержание и формы самопрезентации.Понимание самопрезентации как явления, сопричастного развитию личности, позволяет изучить ее (самопрезентацию) с момента первого рождения личности, которое приходится на дошкольный возраст.A.Н. Леонтьев отмечал, что «дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения» [29]. Ребенок дошкольного возраста становится способен выстроить свое поведение, добиться намеченной цели с использованием усвоенных паттернов поведения.