Использование игровых технологий в обучении английскому языку как средство формирования «4к» -компетенций у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни одной из важнейших задач школы является формирование у учеников «soft skills», «гибких навыков» - это универсальные навыки, которые не связаны с какой-либо профессией или специальностью (в отличие от «hard skills»). Человеку, обладающему такими навыками, они пригодятся в любой сфере его деятельности, не только в профессиональной, но и в обычной жизни. Выявлено достаточно много, более трех десятков гибких навыков, среди них: креативность, умение принимать решения, логическая аргументация, эмоциональный интеллект, письменные коммуникации, информационная грамотность, устная коммуникация, умение вести переговоры, грамотное планирование своего времени (тайм-менеджмент), критическое мышление, умение убеждать, активное обучение и другие.
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе специалисты обозначили 10 гибких навыков, которые в ближайшем будущем сделают своих обладателей конкурентоспособными на рынке труда, независимо от профессии или рода занятий. Это ум
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ «4К» - КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Понятие «4к» - компетенций, их сущность и структура. 8
1.1.1 Понятие и структура критического мышления 8
1.1.2 Понятие и структура креативности 9
1.1.3 Понятие коммуникативной компетенции, ее структура и составляюшие 11
1.1.4. Понятие и структура кооперации как формы межличностного взаимодействия, правила командной работы 13
1.2. Формирование «4-к» - компетенций у старших школьников на уроках английского языка в соответствии с ФГОС СОО. 14
1.3 Понятие «игровая технология»: виды педагогических игр 22
1.4 Методический потенциал применения игровых технологий в работе с обучающимися старших классов 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ «4К» - КОМПЕТЕНЦИЙ 33
2.1 Психолого-педагогические характеристики старшего школьного возраста 33
2.2 Особенности использования игровых технологий на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы для формирования «4к» - компетенций 34
2.3 Применение игр на уроках английского языка для формирования «4к» - компетенций (на примере педагогических игр) 36
2.4 Разработка сценария урока английского языка в 10 классе с использованием игровых технологий для развития «4-к компетенций». 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.А, Смирнова Е.Ю., С. Абби [и др.]. Английский язык: 10-й класс: базовый уровень. Учебник. М.: Просвещение: Cornelsen. 2022. - 207 с.: ил. - (Сферы).
2. Бочкарева Т.А. Игровые технологии на уроках английского языка. // Вестник науки и образования. – 2020. - № 4(82).
3. Волков, Б.С., Волкова Л.В. Возрастная психология в 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. М.: Владос, 2010. - 343 с.
4. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2010. – 248 c.
5. Гуревич, П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. - 430 с.
6. Енин, A.B. Конструирование игровых сценариев. / A.B. Енин // Школьные технологии. 2006. - № 3. - С. 98-103.
7. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. - 23 с.
8. Заочинский М.С. Специфика воспитания младшего школьника, подростка, старшего школьника. //
Форум молодых ученых. - 2019. - № 1-1 (29). -с. 1324-1334.
9. Иванова С.В. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам / С.В. Иванова, А.В. Малова // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2019.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности /Е.П.Ильин. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького, 2009. – 444 с.
11. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследования мирового опыта // Монография. – 2-е издание. – М. : Луч, 2018. – 640 с.
12. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. / И. С. Кон – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
13. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. - 156 с.
14. Куцебо, Г.И., Пономарева, Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. - 128 с.
15. Лукашевич, В.В, Пронина, Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. - 296 с.
16. Монахова Е.В. Кейс-стади и ролевые игры в курсе преподавания делового английского языка // Язык и языковое образование в современном мире. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Беловой. 2016. С. 222-227.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2022. – 460с.
18. Чинькова, Н. С. Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков : учебно-методическое пособие / Н.С.Чинькова, Е. Ю. Никитина; Южно-Уральский государственный
Исходя из функций игры, можно сделать вывод, что игры могут быть средством формирования таких компетенций, как коммуникативная (коммуникативная функция), кооперация (функция социализации), критическое мышление (коррекционная, диагностическая функции) и креативность (развлекательная функция).
В современной литературе предложено множество классификаций педагогических игр по различным критериям. Рассмотрим несколько из них.
Г.К. Селевко классифицирует игры по следующим параметрам игровых технологий:
по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);по игровой методике (предметные, сю