Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения

Скачать дипломную работу на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения". В которой определен уровень воспитанности младших школьников на констатирующем этапе опытно-практической работы; Разработан комплекс уроков литературного чтения, проведена работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.03.2025
Объем файла
841 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в наше время духовно – нравственное развитие младших школьников становится злободневной проблемой. Мы живем во время духовно- нравственного кризиса, когда происходит переориентация подрастающего поколения на ценности массовой культуры. В современном мире на этапе развития педагогической науки острой проблемой является духовно – нравственное воспитание школьников. Духовно - нравственное воспитание помогает создать целостно - развитую личность. В роли целостных педагогических систем могут выступать: учреждения образования, семья, коллектив школьников, средства массовой информации (далее СМИ). Воспитательный процесс очень обширный и включает в себя многие аспекты, а духовно-нравственное воспитание как одно из направлений воспитания, тесно взаимосвязано с другими направлениями процесса, так же функционирующие как частичные системы [1].
СМИ очень сильно воздействуют на людей, в частности на обучающихся младших классов, поэтому их т

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………....…3

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством народной сказки………………………………..……7

1.1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………..….7

1.2 Сказка как жанр народного творчества в воспитании детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….16

1.3 Приемы работы с содержанием народной сказки на уроках литературного чтения………………………………………………………………………………..19

Выводы по первой главе……………………………………………………….….27

Глава 2. Опытно-практическая работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников …………………………………………………………….30

2.1. Определение уровня  воспитанности младших школьников………….…30

2.2. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения посредством содержания сказки………………....35

2.3. Анализ результатов работы………………………………………….…..…43

Выводы по второй главе………………………………………………………....46

Заключение………………………………………………………………………...48

Список литературы…………………………………………………………….….50

Приложения………………………………………………………………….…….55

Список использованных источников
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Адамова, А. Г. Сущность духовно - нравственного развития учащихся в контексте системного подхода // Вестник Университета Российской академии образования - 2008. - № 1. - С. 26–27
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И.Божович // Вопросы психологии. - М. : Просвещение, 1975.- 254 с.
Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович – [Текст] М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 352 с.
Бондаревская,  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие. / Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986 – 361 с.
Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 1979. – 245 с.
Ведерникова Н.М. Народная сказка. - М.: Наука, 1975. – 133 с.
Вечканова, Ю. С. Использование народных сказок в развитии нравственных чувств детей / Ю. С. Вечканова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 45 (283). - С. 323-326. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/283/63859/ (дата обращения: 12.12.2022).
Воюшина М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева И.Р. Методика обучения литературе в начальной школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2016. – 288 с.
Вычикова, О.П. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025308 (дата обращения: 12.12.2022).
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход. – М.: Академия, 2015. – 240 с.
Гусев, Д.А., Зайкин М.И. «От народных ремесел – к духовным идеалам культурного наследия» // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 1

Таким образом, рассмотрены основные особенности типов сказок, которые помогают нам в решении задач духовно-нравственного воспитания. Считаем, что обязательно необходимо продолжать воспитывать младшего обучающегося читателя и помогать детям понять какие мотивы поведения героев скрыты. Анализируя сказки дети должны понять и прочувствовать ее глубокое содержание.
Приемы работы с содержанием народной сказки на уроках литературного чтения
Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать учителя для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Как правило,