Формирование эстетических чувств у детей младшего школьного возраста посредством изучения цветоведения
ВВЕДЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению цветоведения на уроках изобразительного искусства технологии у детей младшего школьного возраста как основная часть красок жизни.
Актуальность исследования. По мнению педагогов специалистов по воспитанию именно возраст 7-8 лет содействует наиболее инициативному формированию креативных возможностей детей. Дети школьного возраста легче воспринимают новую информацию. Для них на данном этапе развития главным признаком предмета является цвет и форма. Развитие цветовосприятия – одна из важных педагогических задач. Ученик,?исследуя?находящийся вокруг?общество,?цивилизацию?сообщества?и?цветную?цивилизацию,?обязан освоить?знания о цвете и его многообразие, а также систематизировать то, что изображает на рисунках. Одним из главных признаков художественной деятельности детей является красота и цветовая интенсивность рисунка. Благодаря цвету, учащиеся могут передать свои чувства к тому, что изображают на рисунке. Изучения?э
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
1.1 История возникновения цветоведения
1.2. Психолого-педагогические особенности развития цветовосприятия у учащихся младшего школьного возраста как наиболее важное условие развития творческой личности
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1.Диагностика результатов изучения сформированности чувства цвета у детей младшего школьного возраста
2.2.Содержание работы по формированию цветовоприятия у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
2.3.Динамика сформированности чувства цвета у детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абишева С.И. Цветоведение: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С.И. Абишева. – Павлодар, 2019. – 116 с.
2. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / Д. Альтхауз. – М.: Просвещение, 2017 – 64 с.
3. Аркин Е.А. // Библиотека по педагогике // Режим доступа: http://pedagogic.ru/persons/item/f00/s00/e0000022/index.shtml. (Дата обращения: 3.11.2022).
4. Базыма. Б.А. Психология цвета: теория и практика [Текст] / Б.А. Базыма. – СПб.: Речь, 2017. – 205 с.
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 237 с.
6. Бине А. Измерение умственных способностей [Текст] / А. Бине. – СПб.: Дельта, 2019 – 431 с.
7. Васильева М.А. Комплексные занятия. Первая младшая группа [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Учитель, 2012. – 264 с.
8. Вахнянская И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности [Текст] / И.Л. Вахнянская. – Ижевск., 2019.
9. Возрастные особенности восприятия детьми цвета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://art-vzroslenie.livejournal.com/563.html. (Дата обращения: 10.10.2020).
10. Воспитание и обучение детей: [Текст] / Т.М. Фонарев, С.Л. Новоселова, Л.И. Каплан и др.: Под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 2016. – 176 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский.; Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2017 – 480 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2015. – 1136 с.
13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галинузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвщение, 2018. – 142 с.
14. Городилина Т.В. Цвет и психофизическое состояние человека [Текст] / Т.В. Городилина // Соционика: психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. 2015. –№ 1. – С. 37-43.
15. Грегори Р.Л. Глаз и мозг [Текст] / Р.Л. Грегори // Психология зрительного восприятия / Под ред. Л.Р. Лурия, В.П. Зинченко. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – С. 52-58.
В ХХ веке цвет активно используется как символ общественно-политических движений и явлений. Опосредованность жизни революционной России символикой красного цвета была очень широка.
Теперь рассмотрим процесс формирования цветового ощущения.
Физиологические механизмы восприятия цвета. Возвращаясь к положению о том, что цвет – это сложное и многогранное явление, можно схематически изобразить, что собой представляет цвет с точки зрения физиологии, психики и психологии [24]. Пусть источник испускает световой поток, а поверхность наблюдаемого предмета отражает свет в соответствии с распределением ее коэффициента отражения. Тогда спектральный состав излучения, направленного в глаз наблюдателя, находится перемножением координат этих двух излучений. Другими словами, уже на этом этапе оказали свое влияние освещение и характеристики предмета, такие как его текстура (нужно учитывать форму предмета, фон). Попав на сетчатку глаза, излучение вызывает реакцию фоторецепторов. Они ответственны за возникновение ощущений красного, зеленого и синего. Интегральные реакции фоторецепторов зависят от их спектральной чувствительности и мощности излучения, приходящихся на соответствующие участки спектра. Сигналы о величине реакций всех трех групп фоторецепторов передаются в мозг, вызывая соответственно ощущения красного, зеленого и синего цветов. Они складываются в единое ощущение. Например, при преобладании