Формирование у младших школьников коммуникативных УУД в процессе обучения технологии
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из задач начального образования является помощь обучающимся в освоении знаний и умений, которые будут полезны им в будущей жизни. Социум подразумевает, что индивид будет успешен в том случае, когда он сможет содействовать с другими людьми. В современном обществе наблюдается тенденция, указывающая на то, что младшие школьники не все умеют контактировать и взаимодействовать друг с другом и с окружающими. Все чаще в образовательном процессе педагоги сталкиваются с обучающимися, которые не способны совместно выполнять учебные задания, или даже играть. Возможно такая ситуация складывается в следствии изменения образа жизни младшего школьника. Ведь в связи с современным прогрессом большинство детей всё своё сводное время посвящаю телевизору, компьютеру или же телефону.
По этой причине разработчики Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) предусматривают необходимость формирования у обучающихся начальных классов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения технологии 8
1.1 Проблема формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения технологии в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возрастные особенности взаимодействия младших школьников…………………………………………………………...……….15
1.3 Деятельность педагога по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения технологии 26
Выводы по главе I 33
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения технологии 34
2.1 Цель, задачи, методы и организация эксперимента 34
2.2 Анализ результатов эксперимента 40
2.3 Методическое сопровождение по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения технологии 45
Выводы по главе II 57
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агафонова, И. Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре [Текст]. Комментарии психолога / Ирина Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – №3. С.4-9.
Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли [Текст] : Система заданий : пос. для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2015. – 159 с.
Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] : учебное пособие для школьников педагогических институтов / Юрий Бабанский. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 478 с.
Баширова, Р. Р. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции младших школьников [Текст] / Регина Баширова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – №2 (7). – С. 75
Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии [Текст] / Александр Бешенков. – Москва : Дрофа, 2012. – 216 с.
Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Марина Битянова // Сб. метод, материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. – Москва : Педагогический поиск, 2015. – С. 12-15.
Венгер, Л. А. Психология: учебное пособие [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва : Юрайт, 2017. – 336 с.
Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст] : монография / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. – Москва : МПГУ, 2012. – 210 с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология: Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова. – Москва : Астрель, 2015. – 671 с.
Выготский, JI. C. Психология развития ребёнка [Текст] / Лев Выготский. – Москва : Смысл, Эксмо, 2014. 512 с.
Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии [Текст] : учебник для студ. учреждений выс
Необходимо выделить тот факт, что главной особенностью развития младшего школьника считается не только присваивание человеческого опыта, но и сбор и увеличение его персонального актуального навыка в ходе определенного взаимодействия и партнерства с педагогом как носителем данного опыта. Человек, который попадает в общественном месте во взаимодействие с ребенком, будь то родитель, учитель, врач и т.д., оказывается личностно значимым лицом уже в силу своей позиции, так как он способен гарантировать удовлетворенность первоосновных нужд детей. Личностно важный ровесник нужен ребенку с целью общего постановления своеобразных вопросов, которые он не хочет или не способен реализовать со взрослыми. Комплект подобных вопросов и ситуаций довольно широк [21].
Дети в возрасте 6 – 7 лет тянутся не только к доброжелательному интересу со стороны взрослых и совместной деятельности с ними, но и к уважению