Развитие представлений о форме и величине предметов у младших школьников с умственной отсталостью

Скачать дипломную работу на тему: Развитие представлений о форме и величине предметов у младших школьников с умственной отсталостью. В которой определена коррекционно-развивающая программа по развитию представлений о форме и величине предметов у младших школьников с умственной отсталостью. Изучен процесс развития представлений о форме и величине предметов у младших школьников с умственной отсталостью.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.03.2025
Объем файла
850 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования. Требования общества к проблеме развития представлений о форме и величине предметов у младших школьников с умственной отсталостью продолжают привлекать внимание экспертов. Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, которая имеет специфические отклонения в развитии и требует специальной квалифицированной психолого-педагогической помощи. Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение развития психических функций, интеллектуального развития, речевой и эмоционально-волевой сфер. В связи с этим, у них возникают определенные сложности в восприятии пространства.Именно поэтому одним из приоритетных направлений работы с такими детьми является развитие у них пространственных представлений.

Содержание
Введение………………………………………………………………………. 8
1 Теоретические основы развития представлений о форме и величине предметов у младших школьников с умственной отсталостью…………… 11
1.1 Характеристика представлений о форме и величине предметов в психолого-педагогической литературе………………………………….. 11
1.2 Особенности представлений о форме и величине предметов младших школьников с умственной отсталостью…………………….. 16
1.3 Научно-методические основы развития представлений о форме и величине предметов младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………………………….. 21
2 Опытно-экспериментальное исследование развития представлений о форме и величине предметов младших школьников с умственной отсталостью…………………………………………………………………… 27
2.1 Методика исследования и характеристика уровня сформированности представлений о форме и величине предметов младших школьников с умственной отсталостью ……………………... 27
2.2 Апробация коррекционно-развивающей программы развития представлений о форме и величине предметов младших школьников с умственной отсталостью……………………….. ……………………... 51
2.3 Динамика продвижения младших школьников с умственной отсталостью во владении представлениями о форме и величине предметов………………………………………………………………… 57
Заключение……………………………………………………………………. 69
Список использованных источников………………………………………... 71
Приложение А «Стимульный материал для проведения методики «Узнавание фигур»…………………………………………………………… 76
Приложение Б «Стимульный материал для методики «Соотношение фигур»»……………………………………………………………………...… 80

Список использованных источников
Айзенберг, Б. И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ / Б. И. Айзенберг. Текст : непосредственный // Дефектология. – 2011. – №6. – С. 813.
Алексеев, О. Л. Отражение контраста формы объектов младшими школьниками с нарушенным интеллектом в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи / О. Л. Алексеев, Т. В. Нестерова. – Уральский государственный педагогический университет. Текст : непосредственный // Дефектология. – 2007 – № 6 – С. 1320.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / под редакцией Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисаровой, Т. А. Добровольской. – Москва : Академия. – 2011. – 248 с. Текст : непосредственный. 
Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева. –– Санкт-Петербург : СОЮЗ . – 2002. – 479 с. Текст : непосредственный.
Баскакова, И. Л. Внимание школьников-олигофренов / И. Л. Баскакова. – Москва : МГПИ им. В.И. Ленина. – 2009. – 128 с. Текст : непосредственный.
Баскакова, И. Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности / И. Л. Баскакова. – Москва : Педагогика, 2007. – С. 8188. Текст : непосредственный.
Батрак, Ф. Н. Формирование представлений и понятий о признаках величины предметов у детей с ОВЗ / Ф. Н. Батрак. Текст : непосредственный  // Молодой ученый. – 2017. – № 24. – С. 347350.
Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. – Москва : Просвещение. – 2008. – 96 с. Текст : непосредственный.
Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики : курс лекций для студентов высших учебных заведений / А. В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС. – 2003. – 400 с. Текст : непосредственный.

Как пишет в своих трудах А. Г. Маклаков: «Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта» [12, с. 56].Представления не появляются сами собой, они возникают вследствие практической деятельности человека. Огромной значимостью представления обладают для процессов памяти, мышления, воображения, восприятия, речи, обеспечивают познавательную деятельность человека.Представления выполняют ряд определенных функций. В соответствии с этим, А. Г. Маклаков выделяет три основные: сигнальную (в каждом конкретном случае представление состоит в отражении не только образа предмета, который воздействовал на органы чувств человека ранее, но и многообразной информации о предмете), регулирующую (состоит в отборе нужной информации о том или ином предмете, явлении, который раньше уже воздействовал на органы чувств человека) и настроечную (проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды) [24].Представления младшего школьника характеризуются: легкостью преобразования образов; произвольностью возникновения продуктивных представлений; возникновением индивидуальных различий в представлениях. Дети обязаны овладеть широким кругом знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений  у детей. Способность определять величину помогает сформировать у детей более полные знания об окружающем мире. Действия с величинами присутствуют в жизни ребёнка практически каждый день [26].