Развитие творческого потенциала личности в процессе внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом внеурочная деятельность организуется по разным направлениям развития личности, одним из которых является развитие творческого потенциала. Он раскрывает, заложенную природой, социальность, духовность и уникальность каждого учащегося.
Необходимость формирования творческих способностей учащихся обусловлена, во-первых, тем, что ведущей идеей образования, основанной на гуманистических традициях отечественной педагогики, является уважение к самобытности и индивидуальности каждого обучаемого, признание важности его творческого самовыражения в целом и в искусстве, и в художественном творчестве в частности (Т. Амбайл, М. Н. Баринова, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, В. М. Лебедев, Т. Рибо, Е. Н. Шульга и др.). Во-вторых, «творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях»
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятия и основые характеристики творческих способностей школьников 5
1.2. Возможности внеурочной деятельности в развитии творческих способностей школьников 10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ 18
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АКАДЕМИЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» 18
2.1. Цель, задачи и описание констатирующего этапа эксперимента 18
2.2 Курс внеурочной деятельности «Академия юного художника» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антилогова, Л. Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников/ Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. – 2019. – № 2. – С. 129–133.
2. Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста/ Е. Ю. Анохина. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2020. – 209 с.
3. Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству/ О. А. Белобрыкина. – Новосибирск : Грамота, 2020. – 213 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2021. – 94 с.
5. Глушковская, О. П. Формирование творческого мышления обучающихся на примере занятия «Изонить» во внеурочной деятельности младших школьников/ О. П. Глушковская // ИЗО в школе. – 2019. – № 4. – С. 12–18.
6. Дорфман, Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева. – Ростов на Дону : Феникс, 2019. – 125 с.
7. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. Т. 1 / А. В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 2020. – 323 с.
8. Зотова, Т. Н. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности: практическое пособие для педагогов и психологов / Т. Н. Зотова, С. А. Зотов – Бийск : АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. – 346 с.
9. Ильенков, Э. В. О воображении / Э. В. Ильенков // Народное образование. – 2020. – № 3. – С. 23–25.
10. Кондратьева, Н. В. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения/ Н. В. Кондратьева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – № 4. – С. 46–50.
11. Кравцева, И. Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности / И. Ю. Кравцева // Начальная школа. – 2018. – № 5. – С. 23–29.
12. Краткосрочные программы внеурочной деятельности в поддержку образовательной области «Искусство
Экскурсии также являются достаточно распространенными в практике преподавания изобразительного искусства для развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, так как позволяют ученикам наглядно познакомиться с теми или иными феноменами изобразительного искусства, которые являются темой для занятия, и впоследствии воспроизвести полученные знания в собственной творческой деятельности, как пишет об этом О. П. Глушковская.
Вместе с педагогом, дети выходят на природу для изучения особенностей растительного и животного мира, посещают картинные выставки и галереи, а также устраивают пленэры в теплое время года, посещают выставки прикладного творчества и ездят с экскурсиями в близлежащие города и деревни, где особенно развито декоративно-прикладное творчество, посещают детские спектакли и музыкальные концерты, а также посещают места культа с целью изучения архитектуры и особенностей религиозного художественного творчества.
Таким образом, можно сделать вывод, что сложившаяся практика развития художественно-творческих способностей во внеурочной деятельности среди обучающихся младшего школьного