Психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности младшего школьника
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.
Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение. Оно полностью изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, произвольного поведения. Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффектив
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………….6
1.1. Общая характеристика учебной деятельности………………………………..6
1.2. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению младших школьников…………………………………………………..13
1.3. Особенности ведущей деятельности младшего школьника………………..17
ГЛАВА II. Исследование учебной деятельности младших школьников….26
2.1. Организация, содержание и методы исследования учебной деятельности младшего школьника……………………………………………………………….26
2.2. Анализ результатов исследования учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………………..30
2.3. Рекомендации по развитию учебной деятельности у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………39
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2009. – 672 С.
2. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 2000. – 192 С.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. – 464 С.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2006. – 304 С.
5. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 2006. – 136 С.
6. Вопросы общей детской психологии / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 2004. – 193 С.
7. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
8. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2005. – 400 С.
9. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 С.
10. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 384 С.
11. Григорович Л. А. Педагогика и психология: Учеб. Пособие для студентов вузов. -М.: Гардарики, 2003. -475 С.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., Академия, 2005. – 384 С.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психоло
Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения маленьких школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
Они любят и уважают учителя прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности [14; 56-57].
При этом социальная мотивация учения у младшего школьника настолько сильна, что он не всегда стремится даже понять, для чего нужно выполнять то или другое задание — раз оно исходит от учителя, дано в форме урока, значит, это нужно, и он это задание будет выполнять как можно более тщательно.
Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически — эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически — новый режим