Проектирование и реализация программы по адаптации слабослышащих школьников к обучению в условиях инклюзивного образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема школьной адаптации не нова, однако в силу современных условий (мобильность и глобализация мира; социальные, экономические и политические изменения) и устройства системы образования (системно-деятельностный подход; смена цели образования – «научить учиться», новые стандарты) актуальность данной проблемы возросла. Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук - психология, педагогика, социология, медицина. Говоря о школьной адаптации, можно рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.
Термин «адаптация» обозначает приспособление строения и функций организма к условиям среды [4]. Понятие адаптации относительно адаптации к школе включает три составляющих: адаптацию психологическую, физиологическую и социальную, или личностную.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………….7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей 7
1.2 Инклюзивное образование слабослышащих детей ……………………14
1.3. Проблемы адаптации слабослышащих детей в условиях инклюзивного образования 20
Выводы по главе 123
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ …..………………………………………………………………..26
2.1. Организация и методы исследования…………………………………26
2.2 Результаты исследования уровня адаптированности (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………33
2.3. Результаты исследования уровня адаптированности (контрольный эксперимент)…………………………………………………………………38
Выводы по главе 242
Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО АДАПТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРЗОВАНИЯ ………………..…....44
3.1.Психолого-педагогические условия адаптации слабослышащих 44
3.2. Программа по адаптации для слабослышащих детей, обучающихся в условиях инклюзивного образования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абакумова, И. В., Колтунова, Е. А. Психологические особенности символизации у неслышащих в период юности / И. В. Абакумова, Е. А. Колтунова // Российский психологический журнал. – 2013. – Т. 10. – № 4. – С. 25–31.
Адеева, Т.Н. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5.
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы / Л.И. Акатов. - М.: Владос, 2003. - 368 с.
Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность, 2013 Педагогический университет «Первое сентября», с.33.
Алехина, С.В., Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование, Выпуск 1. – М.: Центр: «Школьная книга», 2010.- С. 6-11.
Андреева, Л.В. Сурдопедагогика /Л.В. Андреева; под ред. М.Н. Назаровой, Т.Г. Богдановой. - М.: Академия, 2015. - 576 с.
Артемова, С.Д. Социализация ребенка в семье // Дошкольное воспитание, 2012. - №3. - С. 65 - 70.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. – М. : Мозаика, 2004. – 128 с.
Астафьева, В.М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха. - М.: АПК и ПРО, 2000.
Барабанов, Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 140-143.
Басова, А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М.: Просвещение, 1984. - 295 с.
Батлинер, Г.В. Сурдопедагогическая помощь / Г.В. Батлинер.– М., 2010. – 132 с.
Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г. Богданова. – М. : Наука, 2002. – 122с.
Ботикс, Р.М. Основы специального обучения слабослышащих детей / Р.М. Ботикс. – М.: 1968. – 246 с.
Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, насколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими, рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием. Авторы выделяют три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья зависят не только от социального окружения (сверстников и взрослых, но и от наличия дефекта. Например, дети при отсутствии слуха, в качестве социального взаимодействия используют двигательные и зрительные ощущения. Форма коммуникации между слабослышащим и его близкими – это жестикуляция, использование остатков слуха, т. е. усиленная громкость речи, речь на ухо, чтение с губ и др. Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству.
Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей не только новых компетенции, знаний и умений, но и опыта деятельности, который им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения. Решающую роль в этом играет процесс формирования именно коммуникативной компетентности.