Дифференцированное обучение школьников на уроках русского языка в средней школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффективным и интересным; как не только передать определённые знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании; как преодолеть перегрузки учеников; как научить любить художественную литературу, понимать слово, средствами языка облагородить личность, одухотворить её; как научить налаживать межличностные контакты в семье, школе, среде друзей, оппонентов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ……………………………………………............................................... 6
1.1. Понятие и сущность дифференцированного обучения ………….......... 6
1.2. Формы, способы и виды дифференцированного обучения…………… 9
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ………………. 14
1.1. Анализ использования дифференцированного обучения школьников на уроках русского языка в средней школе………………………………… 14
1.2. Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка в средней школе………………………………………………………... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бабанский, Ю. К. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский [и др.]; под ред. Ю.К. Бабанского. -2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.
Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н. Н. Баранова // Начальная школа. - 2016. - № 2 - С. 46-49.
Иванова, И. Ю. Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования / И. Ю. Иванова // Начальная школа. - 2013. - № 4 - С. 78-83.
Иванова, И. Ю. Приемы дифференцированного обучения математике / И. Ю. Иванова // Начальная школа. - 2016. - № 5 - С. 33-36.
Кургина, Н. И. Дифференцированный подход в начальном обучении / Н. И. Кургина // Начальная школа. - 2016. - № 10 - С. 27-30.
Лаврентьев, Г. В. Использование комплекса технологий для обучения математике в школе[Текст] / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Л. Н. Крымова // Школьные технологии. - 2012. - № 2 - С. 115-120.
Лубовский, В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. - 2008. - № 4. - С. 11-21.
Мезенцева, Т. А. Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках математики / Т. А. Мезенцева // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 3 - С. 58-60.
Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Осмоловская. - М.: Академия, 2006. - 238 с.
Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе: [монография] / И. М. Осмоловская. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1998. - 160 с.
Парфенова, Е. Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. / / Журнал «Русский язык в школе». – 2005. - № 3. – С. 25-35
Перевозный, А.В. Дифференциация школьного образования как процесс и результат / А.В. Перевозный // Инновации в образовании. - 2010. - №8. – С. 82-94.
Деление класса на группы разной степени обучения - одна из серьёзных проблем, возникающих при организации дифференцированного обучения. Было доказано, что уровень развития способностей не всегда прямо пропорционален успеваемости учеников. Существенное влияние на результативность процесса обучения оказывает также работоспособность учеников. Таким образом, именно различия между учащимися в обучаемости позволяют сформировать разноуровневые группы.
Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика, определить для него наиболее целесообразный и эффективный характер работы на уроке. Задания учащимся должны различаться не по объему, а по своему характеру и уровню требований. Технология дифференцированного обучения способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышению результативности обучения. Возможно применение таких технологических приемов, как задание по самостоятельному выбору, задание по выбору учителя и уровневое задание.
Задание по выбору учителя позволяет оценивать учащихся со всей стороны. В этом случае ученик лишается самостоятельности, его инициативность сводится к нулю. Если учитель видит, что у ученика возникают трудности, он дает ему карточку с менее трудным заданием. Справившись с заданием быстро, ученик может получить карточку с заданием более высокого уровня [1, 94].
Самостоятельный выбор задания помогает ученику реально оценить свои знания, умения, выбрав задание по своему уровню. Использование этого приема позволяет ученику стать субъектом деятельности, которая воспитывает инициативность. Кроме того, можно выявить самооценку ученика.
Уровневое задание позволяет реально оценить уровень обученности учащихся, т.к. ученик начинает выполнять задание с самого простого (базового) уровня и останавливается на том, где у него возникают затруднения. Все задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании, они отличаются разной степенью трудности [13, 86].
Самостоятельное составление дифференцированных заданий предполагает четкое представление учителя о критерии, на основании которого можно обоснованно отнести задание к той или иной группе сложности.