Организация здоровьесберегающих технологий для детей с овз в общеобразовательной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для их роста и развития является актуальной и весьма значимой в последние десятилетия. Здоровье подрастающего поколения определяет здоровье нации в целом, будущее страны, ее научный, культурный и экономический потенциал. Анализ состояния здоровья детей школьного возраста по данным официальной статистики показывает неуклонный рост функциональных нарушений. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети с ограниченными возможностями здоровья.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ отмечается: «здоровье детей относится к главным, приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить здоровье детей в процессе обучения».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Повышение эффективности организации здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе как актуальная проблема……………………………………………………… 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья ………………………………………………… 13
1.3. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………… 35
2.1. Методика исследования организации здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе…………… 35
2.2. Результаты исследования по организации здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе 40
2.3.Методические рекомендации по организации здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе……………………………………………… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход/ Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2011. – № 2. – С. 21 – 28. Выходит 8 раз в год. - ISSN 0201-8772.. - Текст : электронный.
Бордовский, Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса/ Г.А. Бордовский. Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург : СПб, 2014. - 1 CD-ROM. - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 232 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
Булгакова, М. Б. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе и во внеурочное время // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №1. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-i-vo-vneurochnoe-vremya (дата обращения: 15.11.2022).
Васина, Н.А. Методика формирования компетентности здоровьесбережения при обучении разделу биологии / Н. А. Васина. – Ярославль. Московский государственный педагогический университет. - Москва : МГУ, 2015. - 1 CD-ROM. - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
. Волошина, Л.Н. Здоровьеориентированная профессиональная деятельность педагога ДО. / Л.Н. Волошина. Московский государственный университет. - Москва : МГУ, 2014. - 1 CD-ROM. - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
Останавливаясь на психическом отношении индивида к собственному здоровью, следует охарактеризовать три главных его компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий. Когнитивная составляющая отношения к здоровью во многом зависит от психологической компетентности личности, характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека. Эмоциональный компонент отношения к здоровью отражает чувства и переживания человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности его эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека[13].
По мнению Л.В. Куликова, отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья рассматривается как личностное качество. Причем данное свойство является противоречивым. С одной стороны, ценность здоровья в бытовом и научном познании достаточно велика. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента зачастую несоизмеримо мала по сравнению с объемом знаний о здоровье, или силе эмоциональных реакций на его ослабление[1].
Ведущими факторами оздоровления является мировоззрение учащихся как система знаний, взглядов, убеждений и идеалов, определяющих отношение и поведение человека во всех сферах его жизнедеятельности. Степень интегрированности физической, психологической и социальной составляющих определяют уровни развития здоровьесберегающего образования общеобразовательного учреждения. При этом выделяются два уровня развития здоровьесберегающего образования – интеграция и дезинтеграция составляющих образования. В результате достижения гармоничного уровня происходит сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ. Если образование находится на дисгармоничном уровне развития, то происходит снижение уровня здоровья учащихся вплоть до состояния болезни [21].
Таким образом, в связи с общими тенденциями ухудшения здоровья школьников особую озабоченность вызывает состояние здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот контингент школьников обучается, как правило, в специальных (коррекционных) школах, где основной акцент в организации учебно-воспитательного процесса делается на коррекционный компонент, на развитие механизма компенсации дефекта у детей с ОВЗ. Такой подход вполне оправдан, тем более, что процесс комплексной коррекции развитие сохранных сторон личности ребенка с ОВЗ. Именно создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений реализует систему мер по сохранению и укреплению здоровья школьников с ОВЗ.