Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у младших школьников со стертой дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со статистикой, численность детей с речевыми нарушениями в нынешнее время увеличивается. В то же время возрастает доля детей со сложными нарушениями речи, такими как дизартрия.
У детей со стертой формой дизартрии отмечаются нарушения мелкой моторики пальцев, которые проявляются нарушением точности движений, снижением скорости исполнения и перехода из одного положения в другое, замедленным усвоением движений и недостаточной координацией. По данным исследования детей со стертой формой дизартрии, возникают трудности со зрительной деятельностью. Они не могут правильно держать карандаш, использовать ножницы, выверять силу давления на карандаш и кисть. У многих детей отмечаются: быстрая астеничность, повышенное слюноотделение, наличие гиперкинезов мимических и язычных мышц. В некоторых случаях выявляется аномалия языка. При дизартрии у детей нарушается моторный механизм речи вследствие органического поражения ЦНС.
Оглавление
1.1. Общая характеристика пространственного мышления. 7
1.2. Дизартрия как речевое нарушение. 15
2.1. Организация логопедического обследования детей со стертой дизартрией 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ, СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ……………………43
3.1. Результаты обследования уровня развития пространственных представлений у младших школьников со стертой дизартрией……………………………………43
3.3. Анализ эффективности экспериментального исследования. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель. – 2008. – 254 с.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
Белякова, Л.И., Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия. /Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова // - М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
Вартапетова, Г.М., Тычинина, Л.Л. Особенности работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи младших школьников с общим недоразвитием речи и недоразвитием пространственного восприятия. /Г.М. Вартапетова, Л.Л. Тычинина // - Новосибирск: Копи-центр, 2005. - 53 с.
Винарская, Е.Н. Дизартрия. /Е.Н. Винарская // - М.: АСТ, 2005 - 141с.
Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. / Г.А. Волкова // - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 144с.
Гарёва Т. А. Исследование особенностей вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией //Sciеncе fоr Еducаtiоn Tоdаy. – 2021. – Т. 11. – №. 6. – С. 31-45.
Гусева П.В. Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией / П.В. Гусева //Cоllоquium-jоurnаl. – 2020. – №. 14 (66).
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / под ред. Н.В. Серебряковой // - СПб.: КАРО, 2005. - 64 с.
Исмаилова И.С. Развитие просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией / И.С. Исмаилова, А.З. Ашурбекова //Современные тенденции развития системы образования. – 2019. – С. 209-212.
Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов./ В.А. Киселева – М.: Школьная пресса, 2007.
Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. /А.Н. Корнев // - СПб.: Речь, 2006. - 380с.
Пространственно-временные функции достигают своего абсолюта в результате сочетания обратных факторов, как психологических, так и с точки зрения их мозговой организации. Пространственные представления достигают своей высшей ступени развития, когда они начинают опосредоваться не только правым, но и левым полушарием.
Пространственные представления актуализируются в результате тесного межполушарного взаимодействия, в которое правое и левое полушария вносят свой функциональный вклад. Дисфункция правого полушария, напротив, приводит к более частым, выраженным и гетерогенным нарушениям пространственного восприятия.
Н.Я. Семаго условно выделяет 3 основных типа стратегий оптико-пространственной деятельности:
• дедуктивный (нормативный) - с попеременным переходом от целого к частям, фрагментам фигуры;
• по фрагментам – с поэлементной реконструкцией одного фрагмента за раз с условно выраженным вектором прогрессии от одного края поля восприятия к другому;
• хаотичный – практически без четкой последовательности действий [25, с. 66].
Фрагментарные и хаотические стратегии могут быть связаны с индивидуально-типологическими особенностями ребенка, но тогда они не связаны с ошибкой и потерей деталей и малоэффективны, когда требуется воссоздание по памяти.
При оценке стратегии оптико-пространственной деятельности необходимо учитывать ее направленность. В большинстве случаев правши строят свою стратегию слева направо. При искажениях или несформированности межполушарных отношений в онтогенезе направленность стратегий и восприятия может трансформироваться в противоположную - справа налево. В особо тяжелых случаях может наблюдаться изменение направления восприятия с горизонтальной на вертикальную ось, нарушение сенсорного восприятия интегрального поля восприятия при сохранении исходных механизмов зрительного гнозиса - игнорирования левостороннего.