Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у младших школьников со стертой дизартрией

Скачать дипломную работу на тему: Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у младших школьников со стертой дизартрией . В которой определено выявление особенностей развития пространственных представлений у младших школьников со стертой дизартрией и специфика коррекционной работы с ними. Изучены особенности пространственных представлений у младших школьников со стертой дизартрией
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.03.2025
Объем файла
334 Кб
Количество страниц
80
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со статистикой, численность детей с речевыми нарушениями в нынешнее время увеличивается. В то же время возрастает доля детей со сложными нарушениями речи, такими как дизартрия.
У детей со стертой формой дизартрии отмечаются нарушения мелкой моторики пальцев, которые проявляются нарушением точности движений, снижением скорости исполнения и перехода из одного положения в другое, замедленным усвоением движений и недостаточной координацией. По данным исследования детей со стертой формой дизартрии, возникают трудности со зрительной деятельностью. Они не могут правильно держать карандаш, использовать ножницы, выверять силу давления на карандаш и кисть. У многих детей отмечаются: быстрая астеничность, повышенное слюноотделение, наличие гиперкинезов мимических и язычных мышц. В некоторых случаях выявляется аномалия языка. При дизартрии у детей нарушается моторный механизм речи вследствие органического поражения ЦНС.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.. 7

1.1.       Общая характеристика пространственного мышления. 7

1.2.       Дизартрия как речевое нарушение. 15

1.3.       Особенности развития пространственных представлений у младших школьников со стертой дизартрией. 25

Выводы по главе 1. 33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.. 35

2.1. Организация логопедического обследования детей со стертой дизартрией  35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ, СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ……………………43

3.1. Результаты обследования уровня развития пространственных представлений у младших школьников со стертой дизартрией……………………………………43

3.2. Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у младших школьников со стертой дизартрией. 48

3.3. Анализ эффективности экспериментального исследования. 59

Выводы по главе 3. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 67

ПРИЛОЖЕНИЯ. 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель. – 2008. – 254 с.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
Белякова, Л.И., Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия. /Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова // - М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
Вартапетова, Г.М., Тычинина, Л.Л. Особенности работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи младших школьников с общим недоразвитием речи и недоразвитием пространственного восприятия. /Г.М. Вартапетова, Л.Л. Тычинина // - Новосибирск: Копи-центр, 2005. - 53 с.
Винарская, Е.Н. Дизартрия. /Е.Н. Винарская // - М.: АСТ, 2005 - 141с.
Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. / Г.А. Волкова // - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 144с.
Гарёва Т. А. Исследование особенностей вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией //Sciеncе fоr Еducаtiоn Tоdаy. – 2021. – Т. 11. – №. 6. – С. 31-45.
Гусева П.В. Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией / П.В. Гусева //Cоllоquium-jоurnаl. – 2020. – №. 14 (66).
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / под ред. Н.В. Серебряковой // - СПб.: КАРО, 2005. - 64 с.
Исмаилова И.С. Развитие просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией / И.С. Исмаилова, А.З. Ашурбекова //Современные тенденции развития системы образования. – 2019. – С. 209-212.
Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов./ В.А. Киселева – М.: Школьная пресса, 2007.
Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. /А.Н. Корнев // - СПб.: Речь, 2006. - 380с.

Пространственно-временные функции достигают своего абсолюта в результате сочетания обратных факторов, как психологических, так и с точки зрения их мозговой организации. Пространственные представления достигают своей высшей ступени развития, когда они начинают опосредоваться не только правым, но и левым полушарием.

Пространственные представления актуализируются в результате тесного межполушарного взаимодействия, в которое правое и левое полушария вносят свой функциональный вклад. Дисфункция правого полушария, напротив, приводит к более частым, выраженным и гетерогенным нарушениям пространственного восприятия.

Н.Я. Семаго условно выделяет 3 основных типа стратегий оптико-пространственной деятельности:

• дедуктивный (нормативный) - с попеременным переходом от целого к частям, фрагментам фигуры;

• по фрагментам – с поэлементной реконструкцией одного фрагмента за раз с условно выраженным вектором прогрессии от одного края поля восприятия к другому;

• хаотичный – практически без четкой последовательности действий [25, с. 66].

Фрагментарные и хаотические стратегии могут быть связаны с индивидуально-типологическими особенностями ребенка, но тогда они не связаны с ошибкой и потерей деталей и малоэффективны, когда требуется воссоздание по памяти.

При оценке стратегии оптико-пространственной деятельности необходимо учитывать ее направленность. В большинстве случаев правши строят свою стратегию слева направо. При искажениях или несформированности межполушарных отношений в онтогенезе направленность стратегий и восприятия может трансформироваться в противоположную - справа налево. В особо тяжелых случаях может наблюдаться изменение направления восприятия с горизонтальной на вертикальную ось, нарушение сенсорного восприятия интегрального поля восприятия при сохранении исходных механизмов зрительного гнозиса - игнорирования левостороннего.