Развитие связной речи дошкольников с ОНР III уровня с помощью наглядного моделирования

Скачать дипломную работу на тему: Развитие связной речи дошкольников с ОНР III уровня с помощью наглядного моделирования. В которой определено теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня. Изучены наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.03.2025
Объем файла
1975 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1920 руб.
2400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы. Стратегия модернизации образования включает повышение качества специального образования. Сегодня вопросам развития языка и речи уделяется особое внимание. Каждый человек использует родной язык для передачи своих мыслей, для понимания мнений и высказываний других людей. Речь - это форма опосредованного знания действительности, ее отражения с помощью родного языка. Для того чтобы человек мог достаточно точно передать свои мысли другому человеку, он должен очень хорошо владеть родным языком.

Приоритет речи в формировании ребенка как личности неоспорим. Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Естественно, что ребенок дошкольного возраста активно развивает речь, поскольку это обусловлено его потребностями в познании, общении, самореализации. Речь способствует формированию интеллектуального потенциала, повышает познавательную активность, качественно расширяет кругозор, стимулирует и обогащает коммуникативные навыки.

На современном этапе мониторинг оценки показателей здоровья российского детского населения подтверждает неблагоприятную тенденцию, а именно: возрастает частота врожденных и наследственных заболеваний; увеличивается доля детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; наблюдается рост хронических форм патологии и заболеваний аллергического происхождения; увеличивается частота осложнений вирусных и паразитарных заболеваний (дифтерия, полиомиелит, туберкулез и т.п.).

Не найдено

Описывая первый уровень недоразвития речи Р.Е. Левина указывала, что дети на данном уровне практически не пользуются речью, их общение также ограничено. Дети обозначают лишь самые важные для них действия и предметы, в основном при помощи звуков, интонации и жестов. Слов как таковых нет, только лепетные слова, аморфные корни, никаких грамматических форм эти дети в процессе общения не употребляют. Говоря про детей  с первым уровнем, все ученые отмечают, что активный словарный запас у таких детей вообще не сформирован, речевое общение находится на зачаточном уровне и не соответствует никаким возрастным нормам. Коррекция данного уровня недоразвития речи наиболее сложна и редко достигает результатов, даже приближенных к норме. Часто речевое общение таких детей остается недоразвитым на всю жизнь, в связи с чем начинают страдать и другие стороны развития ребенка [26].

Г.А. Волкова отмечает, что для дошкольников с ОНР на первом уровне словарный запас резко отличается от нормы, для детей характерен только предметный и обиходный словарь, а глаголы, прилагательные, практически отсутствуют, у детей данного уровня наблюдается большое количество лексических замен [7].

У детей со вторым уровнем речь бедная, ограничивается вычленением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Они могут составлять отдельные фразы, в отличии от детей с первым уровнем, но это всегда простые фразы, состоящие из двух или трех слов. Отличительным признаком второго уровня недоразвития речи является тот факт, что дети уже используют различные грамматические категории в процессе общения [4].

Несмотря на это, многие исследователи отмечают, что речь детей со вторым уровнем недоразвития речи характеризуется большим количеством аграмматизмов, они практические не употребляют в своей речи слова со сложной структурой, упускают из речи союзы и предлоги, не пользуются прилагательными и наречиями. По большей мере для общения дети со вторым уровнем используют такие части речи как существительные и глаголы, хотя в некоторых случаях их словарный запас может со временем обогащаться некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями [26].

Словарный запас у детей второй степени общего недоразвития речи отстает от нормы весьма значительно, уже более наполнен действиями и признаками, основные сложности заключается в незнании основных цветов, форм размеров, частей предметов, а также отсутствии словообразования и словотворчества [7].