Развитие связной речи дошкольников с ОНР III уровня с помощью наглядного моделирования
Актуальность темы. Стратегия модернизации образования включает повышение качества специального образования. Сегодня вопросам развития языка и речи уделяется особое внимание. Каждый человек использует родной язык для передачи своих мыслей, для понимания мнений и высказываний других людей. Речь - это форма опосредованного знания действительности, ее отражения с помощью родного языка. Для того чтобы человек мог достаточно точно передать свои мысли другому человеку, он должен очень хорошо владеть родным языком.
Приоритет речи в формировании ребенка как личности неоспорим. Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Естественно, что ребенок дошкольного возраста активно развивает речь, поскольку это обусловлено его потребностями в познании, общении, самореализации. Речь способствует формированию интеллектуального потенциала, повышает познавательную активность, качественно расширяет кругозор, стимулирует и обогащает коммуникативные навыки.
На современном этапе мониторинг оценки показателей здоровья российского детского населения подтверждает неблагоприятную тенденцию, а именно: возрастает частота врожденных и наследственных заболеваний; увеличивается доля детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; наблюдается рост хронических форм патологии и заболеваний аллергического происхождения; увеличивается частота осложнений вирусных и паразитарных заболеваний (дифтерия, полиомиелит, туберкулез и т.п.).
Содержание:
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе
1.2. Проблема развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня
1.3. Наглядное моделирование как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня
2.1. Диагностика исходного уровня развития связной речи дошкольников с ОНР III
2.2. Анализ результатов исследования
3. Система работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР III уровня с помощью наглядного моделирования
3.1 Принципы построения работы
3.2 Содержание организации
3.3 Анализ результатов исследования
Не найдено
Описывая первый уровень недоразвития речи Р.Е. Левина указывала, что дети на данном уровне практически не пользуются речью, их общение также ограничено. Дети обозначают лишь самые важные для них действия и предметы, в основном при помощи звуков, интонации и жестов. Слов как таковых нет, только лепетные слова, аморфные корни, никаких грамматических форм эти дети в процессе общения не употребляют. Говоря про детей с первым уровнем, все ученые отмечают, что активный словарный запас у таких детей вообще не сформирован, речевое общение находится на зачаточном уровне и не соответствует никаким возрастным нормам. Коррекция данного уровня недоразвития речи наиболее сложна и редко достигает результатов, даже приближенных к норме. Часто речевое общение таких детей остается недоразвитым на всю жизнь, в связи с чем начинают страдать и другие стороны развития ребенка [26].
Г.А. Волкова отмечает, что для дошкольников с ОНР на первом уровне словарный запас резко отличается от нормы, для детей характерен только предметный и обиходный словарь, а глаголы, прилагательные, практически отсутствуют, у детей данного уровня наблюдается большое количество лексических замен [7].
У детей со вторым уровнем речь бедная, ограничивается вычленением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Они могут составлять отдельные фразы, в отличии от детей с первым уровнем, но это всегда простые фразы, состоящие из двух или трех слов. Отличительным признаком второго уровня недоразвития речи является тот факт, что дети уже используют различные грамматические категории в процессе общения [4].
Несмотря на это, многие исследователи отмечают, что речь детей со вторым уровнем недоразвития речи характеризуется большим количеством аграмматизмов, они практические не употребляют в своей речи слова со сложной структурой, упускают из речи союзы и предлоги, не пользуются прилагательными и наречиями. По большей мере для общения дети со вторым уровнем используют такие части речи как существительные и глаголы, хотя в некоторых случаях их словарный запас может со временем обогащаться некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями [26].
Словарный запас у детей второй степени общего недоразвития речи отстает от нормы весьма значительно, уже более наполнен действиями и признаками, основные сложности заключается в незнании основных цветов, форм размеров, частей предметов, а также отсутствии словообразования и словотворчества [7].