Основы использования педагогической системы м.монтессори в процессе обучения дошкольников иностранному языку
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире интерес к изучению иностранного языка, в частности английского, растет с каждым годом. Объясняется это процессами интернационализации и глобализации во всех сферах человеческой деятельности, а также растущим объёмом информации, ее постоянным обновлением. В настоящее время существуют разные методики в области иноязычного образования дошкольников, которые опираются преимущественно на разработанный Е. И. Пассовым коммуникативный подход (Е. И. Негневицкая, Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина). Особое внимание обращено к личностно-ориентированному подходу (З. Н. Никитенко), который направлен не только на развитие иноязычной речи, но и на развитие личности ребенка в целом.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ……………………………………………….8
1.1. История создания и развития педагогической системы М. Монтессори…8
1.2. Основные идеи и принципы педагогики М. Монтессори………………..13
1.3. Психолого-педагогические основы реализации системы Марии Монтессори………………………………………………………………………17
Выводы по Главе I……………………………………………………………….32
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ М. МОНТЕССОРИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………...33
2.1. Профессиональные требования к учителю, работающему в системе М.Монтессори……………………………………………………………………33
2.2. Содержание, методы и приемы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста в Монтессори-группах/центрах………………………42
2.3. Опытно - экспериментальная работа по апробации идей М. Монтессори при обучении дошкольников иностранному языку…………………………...70
Выводы по Главе II………………………………………………………………82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...83
Список использованной литературы………………………………………..87
Приложения……………………………………………………………………..94
Список использованной литературы
Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори / Т.И. Афанасьева. М.: МЦМ, - 1996. - 48 с.
Борюссо Л. Играем с Монтессори. Мой первый английский. М.: Клевер-Медиа-Групп, - 2018. - 98 с.
Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. М. Выпуск I. - 1994. – C. 14 - 34
Бочкарев Н.Е. Фребель и Монтессори // Свободная трудовая школа.- 1920.-№2.- С. 42-51
Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори-материал: Школа для малышей. М.: Мастер, - 1992. - 80 с.
Валеев А. А. Приоритеты воспитания и требования к личности педагога в парадигме свободного воспитания / А.А. Валеев // Вестник ТГПУ. - 2017. - № 8. - С. 178 - 183
Василискин Т.П. Педагогическая система Марии Монтессори: сущность и особенности // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.- № 8. - С. 117 - 123
Волкова Л.А., Муратова Ж.В. Развитие познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы М. Монтессори / Л.А. Волкова, Ж.В. Муратова // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - №6. - С. 12-24
Володин С., Блонский П. О М. Монтессори / С. Володин, П. Блонский // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 10. - С. 54 - 64
Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию (параграф Фребель и Монтессори).- М.: Школа-Пресс, - 1995. – 447 с.
Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию (The Ecological Approach to Visual Perception). М.: Прогресс, - 1988. - 464 с.
Гиниятуллина Э. Х. Теоретико-методическая основа формирования поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста //Мир науки, культуры, образования. - 2016.- № 4. - С. 13 — 15
Голодникова К.А., Волкодав Т.В. Монтессори класс: в поисках аутентичности // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 3 (10). - С. 98 — 101
Сильнейшая жизненная энергия (horme) пробуждает ребенка к независимости, сензитивные периоды мотивируют его интересы к деятельности. Если же ребенок в первые три года не может следовать внутренним импульсам, жизненной энергии (horme), он отклоняется от нормального пути развития. М.Монтессори рассматривает это не в аспекте психических болезней, но говорит о чертах характера, о поведении нормального ребенка.
На первый взгляд, такие проявления в поведении ребенка, как боязливость, упрямство, сопротивление, противоречивость, агрессивность, чрезмерная привязанность к кому-либо, пугливость, недоверие к себе, чрезмерные фантазии, лень, жестокость, жадность, непоследовательность и другие трудно назвать психическими отклонениями, поскольку в той или иной степени они присущи каждому ребенку. Однако наблюдения М.Монтессори позволили ей установить следующую закономерность: дети, не подавляемые извне, увлеченные деятельностью в подготовленной среде, освобождаются от таких отклонений, спонтанно приобретают наилучшие черты человеческого характера. Именно эти наблюдения привели М.Монтессори к мысли о возможности действительного изменения облика человеческого общества. Сравнивая жизненные силы ребенка с полноводной рекой, можно предположить, что всякая попытка остановить, блокировать огромное течение, приведет к тому, что энергия ребенка, как и вода, обязательно найдет отклонения, другие пути а, возможно, и вовсе уйдет внутрь (Клюева, 2004).
Особенности психических отклонений по-разному проявляются в поведении сильных и слабых детей. Блокирование, каким-либо образом, жизненной энергии сильных детей изменяет лишь ее направление. Такие дети борются за свою независимость, сопротивляются подавлению, могут стать агрессивными. Они любят спорить, концентрировать внимание только на себе, невнимательны и беспорядочны в своих действиях. Внешне они выглядят бодрыми, а зачастую и артистичными. Таких детей легче направить в нормальное русло психического развития.
У слабых детей энергия уходить внутрь, сворачивается. Ими легко управлять, они покорны, не борются за свою независимость. Типичным для таких детей является неуверенность в себе, комплекс неполноценности, привязанность к кому-либо, отсутствие воли, а также мечтательность, далеко не всегда связанная с реальностью.
Продуктивная деятельность притягивает прежде всего сильных детей, и взрослые всегда могут предоставить ребенку условия для позитивного проявления. Дети со слабыми качествами изменяются в психическом плане гораздо медленнее и нужно иметь огромное терпение, чтобы дождаться восстановления их деятельностной энергии.
Если у ребенка нет возможности вернуться к нормальному, т.е. оптимальному, здоровому психическому развитию, то эти отклонения в поведении приобретут постоянные черты и будут сказываться в характере человека всю его жизнь. Для их коррекции потребуется много усилий, и все равно в критических ситуациях они проявятся вновь. Именно до 3 лет закладываются основные личностные характеристики, а к 6 годам они обретают статус постоянных (Мухина, 1995).