Музыкально-дидактическая игра как средство формирования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Скачать дипломную работу на тему: Музыкально-дидактическая игра как средство формирования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста . В которой определено разработать комплекс музыкально-дидактических игр направленных на формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Изучены психолого-педагогические условия формирования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.03.2025
Объем файла
244 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Одним из актуальных направлений поиска в педагогическом процессе является использование игровой деятельности обучающихся. Вопрос о природе и сущности игр привлекал и в настоящее время привлекает внимание многих исследователей, таких как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.И.Пидкасистый [16, 39, 29] и др., которые отмечают, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи. Так, Выготский Л.С. [16] видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».
Игровая деятельность актуальна как метод стимулирования учебно-познавательной деятельности старших дошкольников на занятиях музыки, которая способствует развитию творческих способностей, развивает воображение и наглядно-образное мышление, активизирует интеллект, эмоции.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. 8

1.1 Сущностная характеристика формирования музыкальных способностей на этапе дошкольной ступени образования. 8

1.2 Возрастные особенности формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 14

1.3 Педагогический потенциал музыкально-дидактической игры в формировании музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. 24

Вывод по главе I 33

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. 34

2.1 Выявление уровня формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 34

2.2 Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр. 41

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. 48

Вывод по главе II 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 53

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агапова, И., Давыдова, М. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст]: талантливому педагогу – заботливому родителю / И. Агапова, М. Давыдова // Москва – Лада. 2006. – с. 224.
Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2012 - 336 с.
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. М.: 1983. -112 с.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуман. изд. Центр «Владос». 2000,- 335с
Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998. – с. 100.
Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. М.: 1983. - 224 с.
Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Педагогика, 1973 – 267 с.
Адоньева, С. Б. Игра в секретку [Текст] / С. Б. Адоньева // Новое издательство – 2008. – с. 129.
Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов [Текст] / дисс. канд. пед. наук / Г.Ю. Алексеева. – Оренбург, 2000. – с. 182.
Андреев, В.И. Педагогика [Текст] / учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – с. 608.
Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А.В. Бакушинский // Детский сад со всех сторон – 2005. - No 27. – 80 с. 15.
Баршай, В.Н. активные игры для детей [Текст] / В.Н. Баршай // Ростов на Дону. – 2001. – с. 144.
Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка [Текст] / Р.Ф. Беляускайте // Психологическая диагностика. – 2004. – No 4 – с. 58.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие. – М.: Лань, 2014 – 337с.

Музыкальная деятельность несёт в себе неиссякаемый источник развития личности, обладая возможностями воздействиями на формирование личности ребёнка. Музыка имеет эмоциональное воздействие и играет большое значение в развитии чувств ребенка. Деятельность характеризуют действия, операции, психофизиологические функции. В процессе деятельности ребёнок осваивает определённые действия: практические, которые ведут к определённому внешнему результату, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Музыкально-игровая деятельность дошкольников – это различные способы, игровые приёмы, средства познания детьми музыкального искусства через игру (а через него и окружающей̆ жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Каждый̆ вид музыкально-игровой̆ деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной̆ деятельности.

Существует пять фундаментальных видов музыкального творчества, которые используются в образовательных целях в музыкально-игровой̆ деятельности детей старшего дошкольного возраста. Это восприятие музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность (танец), игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения. Кроме того, каждый̆ вид деятельности служит средством развития какой̆-либо музыкальной̆ способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной̆ окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается в двух видах исполнительства – пении и игре на детских музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение, в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на детских музыкальных инструментах, в пении. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной̆ осанки у детей̆. Музыкально-ритмические движения при систематических занятиях приобретают отточенность, красоту. Игра на детских музыкальных инструментах развивает слух, способствует творческому музицированию и т.д. степени – в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.