Средства формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря

Скачать дипломную работу на тему: Средства формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря . В которой определена разработка и реализация средств формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря, проверка их результативности опытно-экспериментальным путём. Изучены средства формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.03.2025
Объем файла
232 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.
Качество образовательной деятельности в детских центрах - вопрос постоянного обсуждения и озабоченности исследователей и практиков, работающих в условиях кратковременного пребывания детей.
Сформировано отчетливое понимание объективной необходимости совершенствования педагогической деятельности на базе федеральных детских лагерей сферы дополнительного образования. Эти учреждения призваны стать площадкой для апробации и внедрения образовательных практик, способствующих построению траекторий личностного развития подростков, формированию их ценностных ориентаций и индивидуальных целей. Об этом свидетельствует Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», где дополнительное образование, в ряды которого входят детские центры и летние лагеря, определяется, как вид образования, который направлен на «направлен на формирование и развитие творческих способностей детей <…> удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1 Теоретические предпосылки проблемы формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря. 6

1.1 Коллектив старших подростков как предмет психолого – педагогического анализа  6

1.2 Особенности формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря. 16

1.3 Изучение состояния сформированности временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря. 35

2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря. 39

2.1 Теоретическое обоснование средств формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря. 39

2.2 Разработка средств формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря. 43

2.3 Реализация разработанных средств формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря. 55

Заключение. 63

Список используемых источников. 66

Приложение А Методика «Психометрический тест К.Э. Сишора». 72

Приложение Б Результаты методики ««Психометрический тест К. Э. Сишора» в экспериментальной и контрольной группах. 73

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин; предисл. Б. З. Вульфов [и др.]; науч. ред. Р. С. Немов. - Москва: Педагогика, 1988. - 128 с. - ISBN 5-7155-0041-9
Педагогика временного детского коллектива: учебное пособие / Э.В. Марзоева, С.А. Горбачева ; под ред. Э.В. Марзоевой; Всероссийский детский центр «Океан», - Владивосток : ФГБОУ ВДЦ «Океан», 2002. - 328 с.
Володина, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: методические рекомендации / Володина С. А., Галой Н. Ю., Горбенко И. А. - Москва: МПГУ, 2017. - 102 с. - ISBN 978-5-4263-0511-3
Основы работы с временным детским коллективом : методическое пособие / сост. С. В. Бревнова, Л. М. Долгополова, И. А. Мушкина. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 64 с. - ISBN 978-5-9765-4716-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1851752 (дата обращения: 24.01.2023).
Педагогика детского оздоровительного лагеря: практикум: учебное пособие для вузов по направлениям подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / М. М. Борисова и др.; под ред. М. М. Борисова. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 257 с.: ил., табл. - (Высшее образование - бакалавриат). - Библиогр.: с. 254-255. - ISBN 978-5-16-010876-6 (в пер.).
Чурекова, Т. М. Возрастная психология: учебное пособие / Чурекова Т. М., Ахмерова Д. Ф., Моисеенко Ю. Ю. - Кемерово: КемГУ, 2011. - 99 с. - ISBN 978-5-8353-1136-1.
Гуриева, С. Д. Психология этнического конфликта: [монография] / С. Д. Гуриева; рец.: Г. У. Солдатова, В. К. Кочисов, Р. М. Шамионов; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2020. - 405 с. - ISBN 978-5-288-06065-6 (в пер.).

Важное значение для старшего подростка имеют коллективные отношения с ровесниками. В общении с ними старшие подростки способны заниматься самовоспитанием посредством активного освоения норм, ценностей, целей и средств социального поведения, а также способно вырабатывать критерии оценки себя и окружающих людей.

Коллективные отношения для старших подростков довольно сложны, они зависят от большого количества общественных явлений, происходящих вокруг них. Именно отношения в коллективе являются теми самыми установками, через которые подростки воспринимают и оценивают друг друга (от этого зависит восприятие новых людей в их жизни, а также отношение человека к окружающему его социуму).

Взгляды на проблему изучения коллективных отношений у разных авторов, разнятся.

Например, советский и российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности Д.И. Фельдштейн в своих трудах дает нам следующее понятие коллективных отношений: коллективные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональными переживаниями: положительными, индифферентными, отрицательными [12].

Советский психолог Л.С. Выготский считает, что коллективные отношения оказываются настолько притягательными, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Механизм формирования коллективной привлекательности (лежащей в основе дружеских отношений) имеет специфику в зависимости от возраста и условий, в которых возникают отношения взаимной привязанности [9].

Отталкиваясь от темы работы, стоит выделить формирование коллективных отношений детей старшего подросткового возраста в условиях временного детского коллектива. Как правило, такие отношения обычно строятся как равноправные. Поскольку формирование коллективных отношений детей старшего подросткового возраста в условиях временного детского коллектива начинает приносить его членам удовлетворение его интересов и потребностей, благодаря этому ребенок этого возраста желает больше времени проводить со сверстниками. У подростка ярко проявляется потребность коллективных отношений со сверстниками, потребность в совместной деятельности, дружбе, а также – желание быть принятым и уважаемым товарищами в условиях временного детского коллектива.

Советский и российский ученый в области педагогики, А.В. Мудрик выделяет в старших подростковых группах функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые коллективные отношения между сверстниками [11].