Средства формирования временного детского коллектива старших подростков в условиях летнего лагеря
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Качество образовательной деятельности в детских центрах - вопрос постоянного обсуждения и озабоченности исследователей и практиков, работающих в условиях кратковременного пребывания детей.
Сформировано отчетливое понимание объективной необходимости совершенствования педагогической деятельности на базе федеральных детских лагерей сферы дополнительного образования. Эти учреждения призваны стать площадкой для апробации и внедрения образовательных практик, способствующих построению траекторий личностного развития подростков, формированию их ценностных ориентаций и индивидуальных целей. Об этом свидетельствует Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», где дополнительное образование, в ряды которого входят детские центры и летние лагеря, определяется, как вид образования, который направлен на «направлен на формирование и развитие творческих способностей детей <…> удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном
1.1 Коллектив старших подростков как предмет психолого – педагогического анализа 6
Список используемых источников. 66
Приложение А Методика «Психометрический тест К.Э. Сишора». 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин; предисл. Б. З. Вульфов [и др.]; науч. ред. Р. С. Немов. - Москва: Педагогика, 1988. - 128 с. - ISBN 5-7155-0041-9
Педагогика временного детского коллектива: учебное пособие / Э.В. Марзоева, С.А. Горбачева ; под ред. Э.В. Марзоевой; Всероссийский детский центр «Океан», - Владивосток : ФГБОУ ВДЦ «Океан», 2002. - 328 с.
Володина, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: методические рекомендации / Володина С. А., Галой Н. Ю., Горбенко И. А. - Москва: МПГУ, 2017. - 102 с. - ISBN 978-5-4263-0511-3
Основы работы с временным детским коллективом : методическое пособие / сост. С. В. Бревнова, Л. М. Долгополова, И. А. Мушкина. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 64 с. - ISBN 978-5-9765-4716-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1851752 (дата обращения: 24.01.2023).
Педагогика детского оздоровительного лагеря: практикум: учебное пособие для вузов по направлениям подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / М. М. Борисова и др.; под ред. М. М. Борисова. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 257 с.: ил., табл. - (Высшее образование - бакалавриат). - Библиогр.: с. 254-255. - ISBN 978-5-16-010876-6 (в пер.).
Чурекова, Т. М. Возрастная психология: учебное пособие / Чурекова Т. М., Ахмерова Д. Ф., Моисеенко Ю. Ю. - Кемерово: КемГУ, 2011. - 99 с. - ISBN 978-5-8353-1136-1.
Гуриева, С. Д. Психология этнического конфликта: [монография] / С. Д. Гуриева; рец.: Г. У. Солдатова, В. К. Кочисов, Р. М. Шамионов; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2020. - 405 с. - ISBN 978-5-288-06065-6 (в пер.).
Важное значение для старшего подростка имеют коллективные отношения с ровесниками. В общении с ними старшие подростки способны заниматься самовоспитанием посредством активного освоения норм, ценностей, целей и средств социального поведения, а также способно вырабатывать критерии оценки себя и окружающих людей.
Коллективные отношения для старших подростков довольно сложны, они зависят от большого количества общественных явлений, происходящих вокруг них. Именно отношения в коллективе являются теми самыми установками, через которые подростки воспринимают и оценивают друг друга (от этого зависит восприятие новых людей в их жизни, а также отношение человека к окружающему его социуму).
Взгляды на проблему изучения коллективных отношений у разных авторов, разнятся.
Например, советский и российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности Д.И. Фельдштейн в своих трудах дает нам следующее понятие коллективных отношений: коллективные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональными переживаниями: положительными, индифферентными, отрицательными [12].
Советский психолог Л.С. Выготский считает, что коллективные отношения оказываются настолько притягательными, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Механизм формирования коллективной привлекательности (лежащей в основе дружеских отношений) имеет специфику в зависимости от возраста и условий, в которых возникают отношения взаимной привязанности [9].
Отталкиваясь от темы работы, стоит выделить формирование коллективных отношений детей старшего подросткового возраста в условиях временного детского коллектива. Как правило, такие отношения обычно строятся как равноправные. Поскольку формирование коллективных отношений детей старшего подросткового возраста в условиях временного детского коллектива начинает приносить его членам удовлетворение его интересов и потребностей, благодаря этому ребенок этого возраста желает больше времени проводить со сверстниками. У подростка ярко проявляется потребность коллективных отношений со сверстниками, потребность в совместной деятельности, дружбе, а также – желание быть принятым и уважаемым товарищами в условиях временного детского коллектива.
Советский и российский ученый в области педагогики, А.В. Мудрик выделяет в старших подростковых группах функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые коллективные отношения между сверстниками [11].