Рефлексивная культура педагога-хореографа как фактор его профессиональной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Современное высшее учебное заведение сегодня – это образовательная платформа, отвечающая всем передовым педагогическим инновациям в мире. Художественно-творческая сфера, а именно хореографическое искусство, с одной стороны, представляется традиционно сложившейся системой с определенным уровнем подготовки специалистов, а с другой – областью, постоянно изменяющейся под влиянием тенденций современного искусства. Педагогика художественно-творческой сферы не остается не затронутой переменами, она регулярно предпринимает попытки модернизации и обновления подготовки специалистов в сфере культуры и искусства двадцать первого века. Содержание профессионального хореографического образования различных ступеней подготовки, будь то дополнительное образование детей (хореографические студии, коллективы, школы искусств и т. д.) или средние специальные профессиональные хореографические заведения (колледжи культуры и искусств), находится в непрерывном поиске способов модернизации, замены традиционных образовательных технологий на инновационные, учитывая тенденции психолого-педагогических изменений подрастающих поколений детей, прогрессирующую информатизацию педагогических технологий. Уровень профессиональной готовности выпустившегося педагога-хореографа, с одной стороны, зависит от сформированности «багажа» знаний и стремления к постоянному самообразованию, а с другой стороны, от способности эффективной самооценки именно своей профессиональной деятельности. Важным звеном в создании всех этих компонентов является преподаватель и общий характер учебной подготовки, которая должна помочь учащемуся в построении своей индивидуальной траектории профессионального развития
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ЯДРО КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ………………………………… |
8 |
|
8
24
28
34 |
ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА: СПОСОБЫ ЕЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ……… |
48 |
2.1. Рефлексивная культура педагога-хореографа ....................... |
48 |
2.2. Проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога ………………………………….. |
60 |
2.3. Анализ результатов исследования на телесном ощущении на примере метода Гага …………………………………………………. |
72 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. |
78 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….. |
82 |
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………. |
87 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алиев Г.А. Художественное творчество в контексте взаимодействия культур (На материале хореографического искусства Азербайджана): Дис. докт. культуры. – М., 2012. – 277 стр.
Архипова М.Л. Индивидуальные особенности психической деятельности учащихся хореографических училищ в процессе специальных занятий: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2021. – 16 стр.
Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительных движений к «движению» смыслов: Дис. канд. филос. наук. – Саранск, 2011. –163 стр.
Бильченко Г.О. Влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе: Дис. канд. пед. наук. –Черкассы, 2010. – 254 стр.
Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских хореографических коллективах. – М., 2012. – 105 стр.
Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. – М., 2016. – 93 стр.
Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры. – М.: 128 Нов.школа, 2013. – 78 стр.
Валукин Е.П. Задачи высшей школы в воспитании педагогов-хореографов и балетмейстеров // Психолого-педагогические аспекты обучения с театральных вузов. – М., 2016. – 3-4 стр.
Васильева Т.Г., Ершова О.В. Пластико-хореографическое мастерство как актуальная проблема профессионального обучения будущих специалистов социально-культурной деятельности // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. – Сб. науч. тр.– М.: МГУКИ, 2010. – С. 141-152.
Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 50-63.
Доманова С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дис. докт. пед. наук. – Ростов н/Д., 2015. – 39 стр.
Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве: Дис. канд. филос. наук. –М, 2014. – 189 стр.
Еремина М.Ю. Роман с танцем. – СПб.: Созвездие, 2008. – 252 стр.
С.Н. Куракина обращает внимание на то, что тело, его объем, как бы сжаты внешней силой пространства «со всех сторон». Но сопротивляется этому. Драматичность тела заключается в присущей внутри него разнородности устремлений. Движение становится не только позой, формируемой в пространстве, но в основном - движением внутри самой формы. Уже в простой ходьбе движение верхней части тела человека имеет преимущественно инерционный характер, без чего его походку нельзя признать естественной, непринужденной. Движения нижней части тела носят преимущественно силовой характер. Возникает, следовательно, разнохарактерность, разно качественность движений в частях тела. Идеально - физическая инерция дает индивиду возможность быть не только объектом, но и субъектом движения. С.Н. Куракина использует для описания этого термин «живая геометрия». Движения, взятые сами по себе, не несут никакого смысла. С обретением смысла и значения движения человека могут стать танцем. Возникает художественный образ, отображающий замысел и внутренний мир исполнителя. Именно художественный образ переносит танец в область культуры. Можно сказать, что человек «смотрит» танец как может, но «видит» его через призму культуры. Как совокупность средств совершенствования человека, культура лежит между «Я» и не-«Я», между танцором и зрителем.
К новому феномену в искусстве двадцатого века относится «расчленение» тела, распыление Я в некоторых танцах. Тело танцора как бы изначально фрагментировано. В условиях тотальной децентрализации и знаковости именно такой тип телесности приобретает устойчивость канона. Стремление к разрушению-созиданию производит вариант танцующего тела-трансформера. «Куклообразность» оборачивается снижаемостью пребывания человека в мире. Предлагается заведомо непредсказуемая комбинация фрагментов танца. В современной культуре процесс производства привел к предельному изобилию вещей. «Насыщенность» ими создает эффект множественности, который можно наблюдать в ночных клубах, диско-барах и т.д. Танцующее тело превращается в вещь вещей. Индивид оказывается вправе создавать свой телесный образ, манипулировать им.