Особенности каллиграфических навыков у умственно отсталых младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: Особенности каллиграфических навыков у умственно отсталых младших школьников . В которой определено выявить особенности каллиграфических навыков у умственно отсталых младших школьников и определить основные методические условия их совершенствования. Изучены особенности каллиграфических навыков у умственно отсталых младших школьников и методические условия их совершенствования
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.03.2025
Объем файла
6923 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Умственно отсталым детям не часто приходится использовать письмо для коммуникации, но тем не менее такие ситуации в жизни встречаются каждому человеку. Письмо ассоциируется с грамотностью, оно является базовым навыком необходимым для обучения по всем учебным предметам. Когда ребенок учится писать правильно, он тренирует усидчивость и память, у него воспитывается эстетическое чувство. Разборчивый подчерк – проявление уважения к адресату в случае письменной коммуникации. Детям с разборчивым подчерком, наконец проще, читать собственные записи, а значит – готовность к предмету. Приучая младших школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их подчерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, способствует их эстетическому воспитанию.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6

1.1. Сущность понятия «каллигррафическое письмо» в психолого-педагогической литературе. 6

1.2. Подходы к формированию каллиграфических навыков в методике преподавания в начаальной школе. 9

1.3. Трудности и особенности формирования каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.. 13

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 22

2.1. Методика исследования каллиграфических навыков у умственно отсталых младших школьников. 22

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 24

2.3. Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у умственно отсталых младших школьников. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 39

ЛИТЕРАТУРА.. 41

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 48

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агаркова, Н. Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк: Программа для начальной школы / Н. Г. Агаркова // Начальная школа. – 2005. – № 12. – С. 12–14.
  2. Ахаева, С. П. Формирование орфографического действия и навыка правописания / С. П. Ахаева // Педагог. – 2017. – № 4. – С. 32–35.
  3. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. – С. 7–20.
  4. Безбородова, М. А. Психомоторные способности младших школьников: монография / М. А. Безбородова. – М.: МПГУ, 2020. – 179 с.
  5. Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности: монография / М. А. Безбородова. – М.: Наука, 2012. – 174 с.
  6. Безруких, М. М. Как научить ребенка писать красиво / М. М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 133с.
  7. Брунов, Б. П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: учебное пособие / Б. П. Брунов. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. – 235 с.
  8. Буковцова, Н. И. Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития / Н. И. Буковцова, О. В. Елянюшкина // Самарский научный вестник. – 2015. – №4. – С.127-131.
  9. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. – М.: Логопед, 2015. – №3. – С. 84–94.
  10. Волкогон, В. С. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / В. С. Волкогон // Педагогический журнал Казахстана. – 2014. – № 8. – С. 13–16.

По мнению Р. Д. Тригер, у младших школьников с умственной отсталостью возникают большие затруднения при усвоении начертания букв. Почерк детей выражается в неровных буквах, которые выходят за пределы строки, не соблюдения расстояния. Дети пишут с большим напряжением, сильно надавливая на ручку, вследствие чего замедляется темп работы. В их работах можно наблюдать сложный комплекс ошибок: дети пропускают и добавляют буквы, слоги, не дописывают слова. Имеет место так же и пропуск знаков препинания. Наиболее часто большое и разнообразное количество ошибок встречается у тех детей, у которых их интеллектуальная недостаточность сочетаются с расстройством поведения [32, с. 106].

Г.Н. Рахмакова отмечает, что у умственно отсталых детей присутствуют трудности при освоении образа букв, что создаёт препятствия для запоминания графических изображений и определения их сходства. Дети недостаточно дифференцируют, рассматриваемые буквы, не выделяют их части, вследствие чего образ буквы становится лишённым чёткости [48, с.10].

У учащихся младших классов встречаются нарушения оптического восприятия и ориентировки в пространстве, что определяет сложности в процессе написания отдельных букв, а также написания их в строку. Часто они пишут по диагонали от верхнего левого угла к нижнему. У некоторых отмечаются случаи зеркального письма.

Развитие каллиграфических умений и навыков у рассматриваемой категории детей имеет ряд проблем и сложностей, которые связаны, прежде всего, с особенностями их развития. Как правило, формирование каллиграфических умений и навыков у детей‐олигофренов значительно запаздывает по сравнению со сверстниками с сохранным интеллектом. Развитие детей в специальных учреждениях происходит на дефектной основе, нередко у них, помимо основной формы дефекта имеются такие нарушения, как зрительные расстройства, недоразвитие двигательной сферы, мелкой моторики и др.