Особенности каллиграфических навыков у умственно отсталых младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Умственно отсталым детям не часто приходится использовать письмо для коммуникации, но тем не менее такие ситуации в жизни встречаются каждому человеку. Письмо ассоциируется с грамотностью, оно является базовым навыком необходимым для обучения по всем учебным предметам. Когда ребенок учится писать правильно, он тренирует усидчивость и память, у него воспитывается эстетическое чувство. Разборчивый подчерк – проявление уважения к адресату в случае письменной коммуникации. Детям с разборчивым подчерком, наконец проще, читать собственные записи, а значит – готовность к предмету. Приучая младших школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их подчерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, способствует их эстетическому воспитанию.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1. Сущность понятия «каллигррафическое письмо» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2. Подходы к формированию каллиграфических навыков в методике преподавания в начаальной школе. 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 22
2.1. Методика исследования каллиграфических навыков у умственно отсталых младших школьников. 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 39
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 48
- Агаркова, Н. Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк: Программа для начальной школы / Н. Г. Агаркова // Начальная школа. – 2005. – № 12. – С. 12–14.
- Ахаева, С. П. Формирование орфографического действия и навыка правописания / С. П. Ахаева // Педагог. – 2017. – № 4. – С. 32–35.
- Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. – С. 7–20.
- Безбородова, М. А. Психомоторные способности младших школьников: монография / М. А. Безбородова. – М.: МПГУ, 2020. – 179 с.
- Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности: монография / М. А. Безбородова. – М.: Наука, 2012. – 174 с.
- Безруких, М. М. Как научить ребенка писать красиво / М. М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 133с.
- Брунов, Б. П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: учебное пособие / Б. П. Брунов. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. – 235 с.
- Буковцова, Н. И. Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития / Н. И. Буковцова, О. В. Елянюшкина // Самарский научный вестник. – 2015. – №4. – С.127-131.
- Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. – М.: Логопед, 2015. – №3. – С. 84–94.
- Волкогон, В. С. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / В. С. Волкогон // Педагогический журнал Казахстана. – 2014. – № 8. – С. 13–16.
По мнению Р. Д. Тригер, у младших школьников с умственной отсталостью возникают большие затруднения при усвоении начертания букв. Почерк детей выражается в неровных буквах, которые выходят за пределы строки, не соблюдения расстояния. Дети пишут с большим напряжением, сильно надавливая на ручку, вследствие чего замедляется темп работы. В их работах можно наблюдать сложный комплекс ошибок: дети пропускают и добавляют буквы, слоги, не дописывают слова. Имеет место так же и пропуск знаков препинания. Наиболее часто большое и разнообразное количество ошибок встречается у тех детей, у которых их интеллектуальная недостаточность сочетаются с расстройством поведения [32, с. 106].
Г.Н. Рахмакова отмечает, что у умственно отсталых детей присутствуют трудности при освоении образа букв, что создаёт препятствия для запоминания графических изображений и определения их сходства. Дети недостаточно дифференцируют, рассматриваемые буквы, не выделяют их части, вследствие чего образ буквы становится лишённым чёткости [48, с.10].
У учащихся младших классов встречаются нарушения оптического восприятия и ориентировки в пространстве, что определяет сложности в процессе написания отдельных букв, а также написания их в строку. Часто они пишут по диагонали от верхнего левого угла к нижнему. У некоторых отмечаются случаи зеркального письма.
Развитие каллиграфических умений и навыков у рассматриваемой категории детей имеет ряд проблем и сложностей, которые связаны, прежде всего, с особенностями их развития. Как правило, формирование каллиграфических умений и навыков у детей‐олигофренов значительно запаздывает по сравнению со сверстниками с сохранным интеллектом. Развитие детей в специальных учреждениях происходит на дефектной основе, нередко у них, помимо основной формы дефекта имеются такие нарушения, как зрительные расстройства, недоразвитие двигательной сферы, мелкой моторики и др.