Содержание коррекционной работы по преодолению нарушений межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Скачать дипломную работу на тему: Содержание коррекционной работы по преодолению нарушений межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В которой определены особенности межличностного общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Изучен процесс межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.03.2025
Объем файла
98 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. От того как будут выстраиваться межличностные контакты зависит не только эмоциональное благополучие, но и успех людей. Ведь вся жизнь любого человека проходит в социуме, а значит в общении и межличностных отношениях.Процесс общения с ровесниками является важной частью жизни, особенно в дошкольном возрасте. Этот период развития личности характеризуется, как период приобщения ребенка к социуму, к миру общечеловеческих ценностей, время установления самых первых отношений с людьми. Именно в дошкольном возрасте в жизни каждого ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Так же важно помнить, что, в первую очередь, немаловажную роль на данном этапе развития играет дошкольное учреждение. Первый опыт общения и отношений, зачастую, становится основой, на которой и будет строиться дальнейшее развитие личности. 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………        3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ                   
1.1 Межличностное общение как предмет психолого-педагогической коррекции……………………………………………………………………….. .6
1.2   Особенности межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………………………………………………………                  11
1.3 Специфика коррекционной работы по преодолению нарушений межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи …………………………………………………………………………………….22
Выводы по первой главе………………………………………………………...        25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ………………………………………………………..        26
2.1  Методики исследования особенностей межличностного общения детей с нарушениями речи……………………………………………………………...                 ..26
2.2 Анализ результатов исследования особенностей межличностного общения детей с нарушениями речи…………………………………………...30
2.3 Методические рекомендации по формированию межличностного общения у детей с нарушениями речи…………………………………………32
Выводы по второй главе………………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….42   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 818 с.
Алябьева, Е. А. Игры для детей 5–8 лет: Развитие логического мышления и речи. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 327 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 c.
Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 264 c.
Артемьева, Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т. В. Артемьева. – Казань: Отечество, 2013. – 157 с.
Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М.: Педагогика, 2012. – 272 c.
Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Издательство Ленинградского университета, 2013. – 124 c.
Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками устарших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей иметодистов дошкольных образовательных учреждений / С.С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с.
Ю.Ф. Ребёнок: раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. – М., Воронеж, 2008 – 265 с.
Герцог, Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун- та, 2013. – 269 с.
Практикум по возрастной психологии : учеб.пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – Доп. и перераб. – СПб. : Речь, 2010. – 693с.
Гордиенко, В. Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования: словарь-справочник. - Саратов: Вузовское образование. – 2017. – 83 c.
Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд. – СПб. и др.: Питер, 2011. – 318 с.
Еникеев, М. И. Общая и социальная психология. – М. : Норма, Инфра-М, 2010. – 640 c.
Ефимова, Н. С. Социальная психология. – М. : Форум, Инфра-М, 2011. – 192 c.

Проблемой межличностных отношений занимались многие учёные – психологи, педагоги: Т. Анатова, Г. Жуковская, А. Запорожец, К. Карасева, Н. Короткова, М. Лисина, Г. Немов, Т. Пироженко, А. Рояка, А. Усова, А. Яницкая и многие другие [15].Исходя из положений во взаимоотношениях личности и коллектива, которые были представлены в работах А.С. Макаренко, психологические исследования групп дошкольного возраста начали в 30-х годах А.С. Заслужный и Е.А. Аркин. Затем, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много трудов по проблеме межличностных отношений [27].Большая роль в исследовании межличностных отношений принадлежит Л.С. Выготскому, который разработал культурно- историческую теорию развития психики. Он полагал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его общественной деятельности и поведения. Исходя из этого, раскрывается роль орудийной деятельности человека и знаковых систем, прежде всего речи, в развитии его психики. Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональной сферы, сознания и мышления человека позволяет глубже понять особенности духовной деятельности людей и характер их поведения [51].Наиболее полное изучение межличностных отношений представлено в теории отношений В.Н. Мясищева. Он определил отношения как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [28]. По его мнению, система межличностных отношений вытекает из всей истории развития человека и определяет характер переживания личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций и др. Положительный или отрицательный опыт межличностных отношений формирует его систему внутренних отношений к миру. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться различные стороны связи с разными сторонами, например, отрицательными или положительными свойствами объекта.