Формирование предпосылок монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Введение
Развитие детских представлений и формирование обобщенных понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, устанавливать закономерности между предметами и явлениями.
Лингвистическая характеристика монолога, отражающая его специфику, структуру, отличие от диалогической речи и т.д., представлена в трудах таких известных учёных в области языкознания, как А. М. Богуш, Т.Г. Винокур, Е.И. Пассов, Л. B. Щерба, Л.П. Якубинский. Авторами представлены не только классификации монологов, но и оценены структурно-семантические особенности, используемые субъектами речевой деятельности.При нарушениях речи, в том числе при общем недоразвитии речи, развитие монологического высказывания вызывает большие трудности у детей. Формирование регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения нарушения предпосылок монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Лингвистические и психолингвистические представления о монологе как форме речевого высказывания 5
1.2. Закономерности и этапы владения монологической речи при нормальном речевом развитии 8
1.3. Механизмы и симптоматика нарушения монологического высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Выводы по 1 главе 12
Глава 2 Научно-методические основы выявления нарушений предпосылок монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
2.1. Обоснование и описание методики выявления нарушений предпосылок монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по 2 главе 15
Список использованных источников и литературы
Список использованной литературы
Андреева, М. Д. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством игры [Текст] / М. Д. Андреева, Л. В. Попова // Современное образование: традиции и инновации. – 2021. – № 3. – C. 38-41.
Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии): монография [Текст] / В. И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
Белякова, Л. И. Системный подход к анализу онтогенеза и дизонтогенеза речевых ритмических процессов [Текст] / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Когнитивные исследования на современном этапе. Материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке. – М. МПГУ, 2018. – С.32-35.
Богуш, А. М. Содержательные компоненты языкового образования и речевого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогических концептах [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Богуш Алла Михайловна. – Херсон, 2015. – 19 с.
Бородич, А. М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1984. – 255 с.
Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения [Текст] / Т. Г. Винокур. – М.: ЛЕНАНД, 2017.– 176 с.
Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Спб.: Детство-Пресс, 2007. – 474 с.
Глотова, И. В. Обучение дошкольников с ОНР сочинению сказок с применением карточек [Текст] / И.В. Глотова //Логопедия сегодня. М.: Образование Плюс, 2009. – № 1. – С. 56-58
Глухов, В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1990. – №6. – С.63-70.
Характеристика устной монологической речи и ее особенности содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе. Вопросы развития монологической речи изучались в разных аспектах (А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, Е. Д. Поливанов, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, С. И. Цейтлин, Л. В. Щерба, Л. П. Якубинским и др.) [5;27;44;48;51;53;58;60;62] а также зарубежных (P. L. Harris, L. Bloom) [63; 64] учёных в области лингвистики и психологии.По определению К. А. Роговой, монолог – это форма устного повествования или развернутого связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным, отличительным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется [38].А. А. Леонтьев рассматривает монологическую речь с точки зрения внутреннего диалога с самим собой. Автор акцентирует своё внимание на том, что при продуктивных видах речевой деятельности, таких как: говорение и письмо, необходимым условием является хорошо развитый процесс внутреннего формирования и формулирования собственных мыслей, а также умение программировать и проговаривать будущую речь внутри себя. Лингвист говорит о том, что способ внутренней смысловой организации мыслей, должен выступать в качестве самостоятельного объекта обучения [30].