Развитие скоростных способностей у школьников начальных классов занимающихся легкой атлетикой
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В наше время вид спорта легкая атлетика используется как оздоровительная, повседневная и спортивная деятельность или хобби. Молодое поколение стало чаще выбирать этот вид спорта как один из наиболее приближенных к жизни эффективный и интересный. Среди них не только юноши, но и девушки. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика развивает характер человека, силу воли, упрямство, умение уважать противника, а эти качества очень важны не только на спортивной арене, но и в жизни.Легкая атлетика, как и другие виды спорта, совершенствуется, уровень подготовки спортсменов с каждым годом все выше, результат и подготовка спортсменов растет.Подготовка легкоатлета на сегодняшний момент это многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития физического качества скорость
Понятие скорости и формы ее проявления……………………………...5
Основные средства и методы развития скорости у школьников легкоатлетов.................................................................................................9
Возрастные особенности развития физического качества - скорость .......................................................................................................................15
Физиологические основы развития скорости…………………………...22
Глава 2. Организация и методы исследования развития
2.1. Организация и методы исследования развития у школьников легкоатлетов……………………………………………………………………...26
2.2. Методы исследования ................................................................................. 28
2.3 Результаты исследования……………….………………………………....30
Заключение............................................................................................................ 34
Список использованных источников ..................................................................35
Приложение………………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулова, А. М. Книга легкоатлета / А. М. Абдулова, Р. В. Орлова, В. П. Теннова. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 200 с.
2. Бойко, А. Ф. Основы лёгкой атлетики / А. Ф. Бойко. – М. : Физкультура и спорт, 1996. – 250 с. 53
3. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. – М. : Физкультура и спорт, 1987.– 208 с.
4. Вайцеховский, С. М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. – М. : Физкультура и спорт, 2000. – 210 с.
5. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
6. Волков, В. М. К проблеме развития двигательных способностей / В. М. Волков // Теория и практика физической культуры. – 2006. – №5. – С.41-46.
7. Гончаров, Н. Н. Специфика скоростно-силовых качеств / Н. Н. Гончаров. – М. : Физкультура и спорт, 1992. – 290 с.
8. Дворкин, В. Г. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств / В. Г. Дворкин, М. В. Медведев.– М. : Физкультура и спорт, 1999. – 314 с.
9. Дьячков, В. М. Методика развития скоростно-силовых качеств в спорте / В.М. Дьячков. – М. : Академия, 2003. – 464 с.
10. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 284 с.
11. Книга легкоатлета / Под общей редакцией А. М. Абдуллаева, Р. В. Орлова, В. П. Теннова, Е. Б. Чена. – М. : Физкультура и спорт, 1971 54
12. Борзов, В. Подготовка легкоатлета-спринтера:стратегия, планирование, технологии / В. Борзов // Физкультура и спорт. - 2013. - №4. – С. 71-84.
13. Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З. И. Кузнецова // Физическая культура в школе. – 1995. – №1. – С. 7-9.
14. Коренберг, В. Б. Проблема физических и двигательных качеств / В. Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. – 1996. – №7. – С. 27-36.
Скорость как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Многочисленными исследованиями доказано, что скорость является комплексным двигательным качеством человека [29].Основные формы проявления скорости человека - время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») - быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека [5,18].Скорость - это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации скорость водителя проявляется в двух формах. Первая - скорость двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая - скорость движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений [24, 30].Установлено, что время реакции не связано со скоростью одиночного движения и с максимальной частотой движений.