Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий на уроках
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современное образование характеризуется изменениями содержания, форм и методов обучения, регламентирующие Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС НОО). В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, посредством которого происходит формирование личности младших школьников, отвечающие запросам современного информационного общества и гражданина России.ФГОС НОО предъявляет ряд требований к уровню сформированности у обучающихся коммуникативных УУД, входящих в состав метапредметных результатов, а именно сформированности умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, использовать речевые средства для интерпретации информации, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий на уроках1
1 Сущность и структурные компоненты коммуникативных универсальных учебных действий
1.2 Условия формирования коммуникативных ууд у младших школьников
Глава II. Опытно-поисковая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках чтения
2.1. Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию коммуникативных ууд у младших школьников
2.2. Диагностический инструментарий, определяющий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
Заключение
Список используемых источников
Список литературы
Федеральный Государственный стандарт начального общего образования. http://safetykids.ru/tag/gosudarstvennyj-standart-obrazovaniya/Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред.В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.
Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку // Русский язык. - 2006.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" - 2011.67 с.
Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] /
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 2006.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С.11-12.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться/Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2010.
Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
Бершадский М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2010.
Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть возможность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях. А так же самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.По мнению А.Г. Асмолова, в истории образования можно выделить три подхода к разработке стандартов: традиционный (знания, умения, навыки), компетентностный и системно-деятельностный. Системно-деятельностный подход положен в основу ФГОС. Само понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. российскими психологами и, прежде всего, А.Г. Асмоловым. Ими была принята попытка снять противопоставление между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, и многие др.). Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает понятие «деятельности», и рассматривается как система, нацеленная на результат. Первым в 20–е гг. ХХ рассмотрел концепцию деятельности в психологии - Л.С. Выготский. Его работы привели к радикальной реконструкции предмета психологического исследования. Впервые «психическое» стало рассматриваться как специфический орган деятельности, а его происхождение, как продукт (результат) деятельности. В 30-е годы ХХ в. А.Н. Леонтьев начинает развивать идею о том, что деятельность предполагает активность самого обучающегося. Данная активность направлена на удовлетворение той или иной потребности через ее предмет.