Формирование региональной идентичности у кадет Омского кадетского военного корпуса по истории в рамках внеурочной деятельности
Преамбула
Актуальность выпускной квалификационной работы в теоретическом и практическом плане обусловлена тем, что в современное время одной из весомых прерогатив отечественного образования считается развитие и становление нравственной, со всех сторон развитой личности. Одним из главных положений в воспитательном процессе образовательных организаций считается сформированность у кадет региональной идентичности. Поскольку ведущей деятельностью кадет (6 - 9 класса) является поиск своего места в будущей жизни, социальной роли в обществе, для формирования у них региональной идентичности будет логичным и необходимым изучение истории и традиций, сформированных в корпусе за более чем двух вековой период в рамках внеурочной деятельности.
Оглавление
Преамбула…………………………………………………………………...…….3
Часть 1. Формирование региональной идентичности у кадет Омского кадетского военного корпуса по истории России в рамках внеурочной деятельности ………………………………………………………….7
Введение………………………………………………………………………………7
Глава 1. Теоретические основы формирования региональной идентичности у кадет Омского кадетского военного корпуса по истории России в рамках внеурочной деятельности ……………………………………...10
1.1. Теоретическая характеристика понятия «идентичности» ……………….10
1.2. Анализ понятия «региональная идентичность» ……………………..12
Глава 2. Применение элективного курса во внеурочной деятельности с целью формирования региональной идентичности у кадет Омского кадетского военного корпуса (практический этап) ……………………………………...16
2.1. Диагностика уровня сформированности региональной идентичности у кадет среднего подросткового возраста ……………………………………... 16
2.2. Результаты исследования по выявлению уровня сформированности региональной идентичности у кадет Омского кадетского военного корпуса в процессе применения элективного курса во внеурочной деятельности …. 24
Заключение...……………………………………………………..........................28
Список использованных источников и литературы …………………….30
Часть 2. Влияние исторических традиций на взаимодействие между воспитателями и воспитанниками и их самоидентификацию в кадетских корпусах России ………………………………………………………...32
Введение………………………………………………………………………….32
Глава 1. Организация взаимодействия между воспитателями - офицерами и воспитанниками в период создания кадетских корпусов России……………41
1.1. Создание кадетских корпусов в России в период Александра I…41
1.2. События 1917 – 1918 годов. Изгнание кадетских корпусов …………62
1.3. Возрождение кадетских учреждений в России в конце XX века ………65
Глава 2. Специфика современного взаимодействия воспитателей и воспитанников в кадетских корпусах ……………………………………...67
2.1. Воспитательная работа основа современного взаимодействия воспитателей и воспитанников в кадетских корпусах ………………………67
2.2. Общие кадетские и корпусные традиции ……………………………….81
Заключение.……………………………………………………………………....90
Список источников и литературы ……………………………………………...94
Список использованной литературы и источников
- Алексашкина общеобразоват.организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013. – 431 с.
- Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.
- Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М., Просвещение, 2014. – 111 с.
- Данилов А.А. История. Россия в XIX веке. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / А.А.Данилов. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М: ПросвещениеЛ.Н. История. Россия и мир в XX – начале XXI века. 11 класс: учеб.для
- , 2009. – 24 с.
- Когатько Д.Г., Тхакахова В.Х. Российская идентичность. Культурно-цивилизационная специфика. – СПб.: Алетейя, 2010. – 136 с.
- Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2004–160 с.
- Общая методика преподавания обществознания в школе / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2008. – 606 с.
- Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с.
- Обществознание. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
- Обществознание. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 255 с.
- Тишков В.А. Этнология и политика: статьи 1989 – 2004 гг. – М.: Наука, 2005. – 240 с.
- Тишков В.А. Старые и новые идентичности //http://www.valerytishkov.ru/cntnt/fotoalbomy/obrazy_ros1/ff.html
- Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы / Под ред. А.Г.Асмолова. – М: ФГАУ ФИРО, 2012. – 227 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М., 2004.
Концепция региональной идентичности по своей сути является междисциплинарной и находится на стыке целого ряда наук. Темы, связанные с данной проблематикой, разрабатываются в работах культурологов, экономистов, политологов, социологов, социальных и экономических географов, социальных психологов. Каждая отрасль научного знания раскрывает определенную сторону региональной идентичности
Само понятие региональной идентичности является по своей природе более узким и конкретным и имеет тесную связь с территорией проживания индивида. Иногда под региональной идентичностью понимается «системная совокупность культурных отношений, связанных с понятием «малая родина». В региональной идентичности сочетаются аспекты внутреннего пространства и аспекты внутреннего пространства личности, определяемого как «местный патриотизм».