Формирование классного коллектива школьников во внеурочной деятельности на ступени начального общего образования
Введение
Актуальность исследования. Модернизация современной системы образования отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования III поколения (далее ФГОС), в котором выражена насущная потребность общества в формировании гармонично развитой личности, способной реализовать себя в обществе на основе сформированных навыков взаимодействия в коллективе. Поскольку в повседневной жизни детей подчас отсутствует возможность общения в детском коллективе из-за чрезмерной занятости, недостаточности свободного времени родителей и их увлеченности достижениями. Это делает современного ребенка одиноким, потерянным, не способным к поиску друзей, оказанию поддержки другим и формированию эгоцентричности. Именно поэтому на первый план работы учителя выходит воспитание учеников в процессе внеурочной деятельности.
Содержание
Введение3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования классного коллектива школьников во внеурочной деятельности на ступени начального общего образования8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 8
1.2. Формирование коллектива обучающихся как социально- педагогическая проблема11
1.3. Формы и методы формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности20
1.4. Работа учителя по формированию классного коллектива школьников во внеурочной деятельности на ступени начального общего образования27
Вывод по первой главе31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию классного коллектива школьников во внеурочной деятельности на ступени начального общего образования33
2.1. Исследование уровня развития классного коллектива школьников на ступени начального общего образования (констатирующий этап) 33
2.2. Программа по формированию коллектива младших школьников в образовательной организации во внеурочной деятельности (формирующий этап) 44
2.3. Сравнительный анализ результатов формирования классного коллектива младших школьников (контрольный этап) 55
Вывод по второй главе64
Заключение65
Список литературы68
Приложение74
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. От 31мая 2021г№287 [https://fgos.ru/]
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Аминов, Н.А. Методическое руководство по измерению социально- психологического климата образовательных учреждений / Н.А. Аминов, М.Б. Янковская. - М.: Московский государственный психолого- педагогический институт, 1999. - 108 с.
Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская // Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома.- М.: Аспект Пресс, 2001.- С.107-110.
Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Наука, 2003. – 224 с.
Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие / – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с.
Бэрон, Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон.- СПб.: Питер, 2003.- 272с.
Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. - М.: МАСС, 2002.-157 с.
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Введ. 2004-07-01. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 47 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ля учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М: Просвещение, 2014. – 223 с.
Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. - М.: МГУ, 2000. - 128с.
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / – СПб.: Питер,1999.- 286 с.
Новообразования, с которыми ребенок пришел в школу, развились в процессе его игровой деятельности и позволили ему приступить к учению. В процессе учения дети научаются целенаправленному восприятию предметов.Так формируется произвольное, целенаправленное наблюдение – один из важных видов познавательной деятельности. Первоклассники легко запоминают яркое, эмоционально впечатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию. Так формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах.В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Эльконин Д.Б., вслед за Выготским Л.С., считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Необходимо отметить при этом, что, согласно современным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. Многолетние исследования, проведенные под руководством Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В., показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это делалось до сих пор.Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Людям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей [11, с. 40].