Процесс воспитания патриотических чувств старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Патриотизм - сложное и многогранное понятие, один из важнейших компонентов индивидуального и общественного образа жизни. На личностном уровне патриотизм является приоритетной стойкой характеристикой человека, что проявляется в нравственных идеалах и ценностях, в реальном поведении и поступках. Это обычное моральное состояние жизни человека. Оно проявляется не только в необычных ситуациях, но и в повседневном выполнении своей работы, которая приносит пользу и человеку, и обществу. Следовательно, субъектом – носителем патриотизма является сам человек. Благодаря его творческому труду, любви, развивается чувство патриотизма. Проблема воспитания патриотизма очень многоаспектна, значимая для всех звеньев образования, начиная с дошкольного.Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план.
Введение. 3
1 Воспитание патриотических чувств старших дошкольников средствами базовых национальных ценностей как научная проблема. 6
1.1 Сущностная характеристика патриотизма и особенности его формирования в дошкольном возрасте. 6
1.2 Включение базовых национальных ценностей в педагогический процесс дошкольной организации. 12
1.3 Педагогические условия воспитания патриотических чувств старших дошкольников средствами базовых национальных ценностей. 15
2 Апробация педагогических условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами базовых национальных ценностей……………………………………………………………..…………..21
2.1 Определение уровня сформированности патриотических чувств у старших дошкольников. 21
2.2 Апробация педагогических условий воспитания патриотических чувств старших дошкольников средствами базовых национальных ценностей. 33
2.3 Выявление эффективности проведенной работы по апробации педагогических условий воспитания патриотических чувств старших дошкольников средствами базовых национальных ценностей ……………. 39
Заключение ………………………………………………………………………61
Список использованных источников. 64
Приложение…………………..…………………………………………………..69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – М. : Статут, 2014. – 568 с.
Антология педагогической мысли России второй половины XIX–начала XX в. [Текст] // сост. П. А. Лебедев. – М. : Академия, 2015. – 603 с.
Белинский, В. Г. О детских книгах //Педагогическое наследие. Белинский, В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. [Текст] // сост. А. Ф. Смирнов. – М. : Сфера, 2012. – С. 22–59.
Беспалова, Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества [Текст] / Т. В. Беспалова. – СПб: Речь, 2014. – 318 с.
Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Кн. для учителя / сост. С. Я. Карп. – М. : АСТ, 2012. – 287 с.
Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно- методическое пособие [Текст] // Т. Я. Шпикалова [и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 212 с.
Гегель, Г. Ф. Работы разных лет в 2-х т. [Текст] // сост., общ. ред. и вступ. статья А. В. Гулыги. Т. 2 – М. : АСТ, 2013. – 630 с.
Герасимова, О. Люби и знай родной свой край [Текст] / О. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 4-14.
Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников [Текст] / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. – 2013. – N 2. – С. 21-26.
Детям – о традициях народного творчества. Осень [Текст] // под ред. Т. Я Шпикаловой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. Ч. 2. – 272 с. 66
Ефимова, Н. С. Социальная психология: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования [Текст] / Н. С. Ефимова. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 191 с.
Захарова, Л.М. Патриотизм как национальная ценность в содержании
дошкольного образования Автореф. дисс... канд. пед. наук. Ульяновск, 2022.
Современная практика патриотического воспитания в различных, в том числе и в дошкольных учебных заведениях, не может быть целенаправленной и системной без серьезного научного обоснования.Поэтому проблемы формирования патриотизма личности, в зависимости от их содержания и принадлежности до уровней научного знания, классифицируются на несколько групп: методологические, научно- педагогические, междисциплинарные, организационно-педагогические и научно-методические.Среди наиболее значимых в совокупности этих проблем являются: формирование и развитие систем патриотического воспитания в образовательных учреждениях; усовершенствования содержания и методики патриотически ориентированного воспитательного и образовательного процессов; формирование патриотических ценностных ориентаций у детей и молодежи; методика диагностики патриотического воспитания [21, с. 74]. Несмотря на значительную степень теоретической разработанности, важное значение в решении названных проблем является понимание центральной сложной и многогранной категории воспитания - патриотизма который является одной из наиболее значимых ценностей общества, поскольку интегрирует в себе социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие императивы. Из этого следует, что это понятие является междисциплинарной категорией, то есть предметом исследования ряда гуманитарно-социальных наук (философии, социологии, политологии, истории, психологии и др.).Этимология слова «патриотизм» имеет иностранную основу. В латинском языке слово «patria» изначально означает происхождения отчество, от pater - «Отец», далее - «поколение», «род», «племя», «семья», а в целом переводится как отечество, родина. Смысловую нагрузку слова «Patriots» в греческом языке - соотечественник, земляк. Как видим, в этих двух различных древних языках понятие патриотизма тождественно, что подтверждает и столь же древнее возникновения этого термина. Впоследствии он распространился в многих других языках мира.