Выявление, обоснование и реализация условий эффективного формирования понятия величин у учащихся начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире и изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков, необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
Профессор ВГПУ Г. Г. Шмырева считает, что величина, также как и число, – основное понятие курса математики начальных классов. Одна из задач темы – формирование у детей представления о величине как о некотором свойстве предметов и явлений, которое связано с измерениями [23].
Согласн
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................. 3
1 Теоретические основы формирования понятия о величине у учащихся начальных классов…………………………………….................................. 7
1.1 Требование программы к формированию понятия о величине у учащихся начальных классов……………………………………………… 7
1.2 Современные подходы к изучению понятия о величине у учащихся начальных классов…... ……………………………….………………... 9
1.3 Методика формирования понятия о величине у учащихся начальных классов……………………………….……………………... 13
2 Описание экспериментальной работы по формированию понятия о величине у учащихся начальных классов……………………………. .................................................. 18
2.1 Первичная диагностика сформированности понятия о величине у учащихся начальных классов ................................................................. 18
2.2 Способы и приемы формирования у младших школьников понятия о величине……………………………... ……………………………... 22
2.3 Сравнительная диагностика сформированности понятия о величине у учащихся начальных классов………………………………………... 26
Заключение……................................................................................................. 31
Список использованных источников………………..………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аргинская, И. И. Математика в системе общего развития / И. И. Аргинская. – Начальная школа: плюс минус, 2000. – 30 с.
2. Александрова, Э. И. Методические рекомендации. Математика / Э. И. Александрова. – Вестник образования, 2000. – 2 с.
3. Анипченко, З. А. Задачи, связанные с величинами и их применение в курсе математики в начальных классах / З. А. Анипченко. – Москва: Педагогика, 1997г. – 19 с.
4. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальной школе / М. А. Бантова. – Москва: Просвещение, 1984. – 250 с.
5. Бантова, М. А. Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. – Москва: Просвещение, 2008. – 158 с.
6. Бань, И. В. О формировании интереса к математике / И. В. Бань. – Начальная школа, 1999. – 85 с.
7. Белошистая, А. В. К вопросу о развитии пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников / А. В. Белошистая. – Начальная школа: плюс минус, – 2000. – 55 с.
8. Белошистая, А. В. Проблема организации индивидуальной работы с ребенком при изучении математики в начальных классах / А. В. Белошистая. – Начальная школа: плюс минус, 2000. – 13 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика–Пресс, 1996. – 540 с.
10. Гончарова, М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М. А. Гончарова. – Антал, 1995. – 40 с.
11. Давыдов, В. В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения / В. В. Давыдов, С. Ф. Горбов, Г. Г. Микулина, О. В. Савельева. – Начальная школа, 1999. – 155 с.
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва: Интор, 1996. – 340 с.
13. Жильцова, Т. В. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1–4 класс / Т. В. Жильцова, Л. А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2004. – 288 с.
14. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З. Зак. – Москва:
Новые операции величин для данного курса – кратное сравнение величин. Два способа уточнения сравнения величин: разностное и кратное сравнение. Отношение кратности величин («больше – меньше в … раз»). Увеличение и уменьшение величины в несколько раз. Отношение кратности между числами. Умножение и деление как увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Нахождение того, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Простейшие текстовые задачи на отношение кратности величин.
Прослеживается преемственность и развитие данной тематики, из курса изучения в первом классе, где сравнение было на уровне больше – меньше.
Программа для 4 класса раскрывает величины двумя объёмными темами: прямая пропорциональная зависимость величин, площадь прямоугольника.