Профилактика школьной дезадаптации будущих первоклассников в группах подготовки к школе
Введение
Дезадаптация в настоящее время понимается как сложное социальное психолого-педагогическое явление, возникающее в результате нарушения работы механизмов адаптации ребенка к учебному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими. Сама по себе дезадаптация не является новым направлением в педагогике и психологии, но поскольку современные условия построены на высоких требованиях организации воспитания и обучения детей, в таком явлении как дезадаптация появляются новые содержания, некоторые из которых недостаточно хорошо изучены.
В современных условиях доминируют требования постоянного увеличения информации, ее усложнения и большинство детей испытывают сложности с ее восприятием.
Оглавление
Введение……………………………………………………………..…………...5
Глава 1 Теоретические основы профилактики школьной дезадаптации будущих первоклассников в условиях подготовительных групп к школе……………………..………….….……………………………….……….9
1.1 Анализ понятия «школьная дезадаптация» в современной научной литературе………………………………..……………………………………….9
Особенности готовности будущего первоклассника к школьному обучению…………………………………………………...………………16
1.3 Профилактика школьной дезадаптации будущих первоклассников в группах подготовки к школе………………….…………………………...….28
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по профилактике школьной дезадаптации будущих первоклассников в группах подготовки к школе..……………………………………………………………………………38
2.1 Организация, задачи и методы исследования………………………….…..38
2.2 Анализ интерпретации и результаты констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......43
2.3 Программа занятий по профилактике школьной дезадаптации будущих первоклассников……………………………………………………………..…..49
2.4 Анализ интерпретации и результаты контрольного эксперимента………59
Рекомендации по профилактике школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...63
Библиографический список……..………………………………………………66
Приложение А…………………………………………………...……………….72
Библиографический список
- Абрамова, Н.А. Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации / Н. А. Абрамова. - Москва: Спутник, 2010. - 89 с.
- Агеева, Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины/ Л. Г. Агеева. - Ульяновск:УлГТУ, 2010. - 180 с.
- Артеменко, О.Н. Психолого-педагогические проблемы школьной дезадаптации/ О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей, Н. А. Звездина. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 214 с.
- Белоусова, А.К. Возрастная психология: Учебник. - М.: Феникс, 2012. - 591 с.
- Битянова, М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 368 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва: Питер, 2008. - 398 с.
- Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 2012. – 289 с.
- Винокурова, О.В. Развитие старших дошкольников: парадигма субъектности/ О. В. Винокурова, А. А. Долгова. - Борисоглебск: Борисоглебский гос. педагогический ин-т, 2009. - 151 с.
- Воскобоева, Н.А. Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №10. – С. 166-170.
- Вострокнутов, Н.В. Повышение компетентности родителей в ранней диагностике дезадаптивных форм поведения подростков с психосоматическими расстройствами/ Н. В. Вострокнутов, И. И. Михайлова. - Москва: Современное образование, 2013. - 87 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь: психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва: Нац. образование, 2016. - 367 с.
- Гормин А.С., С.И. Каплунович. Программа «Коррекция школьной дезадаптации» и ее реализация в муниципальной системе образования/А.С. Гормин, С.И.Калунович// Человек и образование. –СПб.: Академический вестник института образования взрослых, 2008.- №3,4. - С.139-143.
- Гринева, К.Ю. Механизм совладания с трудными ситуациями как фактор школьной адаптации первоклассников: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / К.Ю. Гринева. - Екатеринбург, 2014. - 24 с.
- Гуткина, Н.И.Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - 4-е изд. – Москва: Питер, 2006. - 207 с.
- Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия / Ю. Н. Дрешер. - 4-е изд. - Казань: Медицина, 2017. - 80 с.
- Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие / И. В. Дубровина. - Москва: Сентябрь, cop. 2015. - 207 с.
- Дубровская, Н.В.Цвет творчества: интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2-х до 7-ми лет / Н. В. Дубровская. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 142 с.
- Елисеева, В.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / В.В. Елисеева, А.А. Филиппова, А.А. Мирошниченко // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 3. - С. 74-75.
- Жигулина, Т. А. Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы / Т. А. Жигулина// Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 784-787. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23303/ (дата обращения: 29.05.2020).
- Захарова, Л.Е. Психологическая готовность детей к школе в условиях дополнительного образования: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Л.Е.Захарова. - Санкт-Петербург, 2013. - 24 с.
- Зеленина, Е.Л. Школьная дезадаптация: причины, проблемы, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками / Е. Л. Зеленина. - Пермь: ПГПУ, 2012. - 133 с.
- Иванова, Л.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению / Л.В. Иванова, Н.В. Пермякова // Концепт. - 2015. – №12. - С. 141-145.
- Карпова, Н.Л. О возможности применения метода библиотерапии в школе / Н. Л. Карпова, Н. В. Кисельникова, А. А. Голзицкая // Чтение и грамотность в образовании и культуре. - Москва: Канон+, 2012. - C. 107-109.
- Кумарина, Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения/Г.Ф. Кумарина// Народное образование. – М., 2018. -№ 1. -С. 111 – 121
- Курилова, А.Г. Школьная дезадаптация: учебное пособие / А. Г. Курилова. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2009. - 162 с.
- Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии/ А. Н. Леонтьев. - 5-е изд., стер. - Москва: Смысл: Academia, 2010. – 509 с.
- Лихачев, Б. Т.Философия воспитания: специальный курс / Б. Т. Лихачев. - Москва: ВЛАДОС, 2010. – 334 с.
- Лункина, Е.Н. Тесты для будущих первоклассников. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 39 с.
- Макарова Ю. В. Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению математике в начальной школе // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 419-421.
- Мандель, Б.Р. Психология развития: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 743 с.
- Маралов, В.Г.Коррекция личностного развития дошкольников: пособие для воспитателей и детских психологов / В. Г. Маралов, Л. П. Фролова. - Москва: Творческий центр Сфера, 2008. - 126 с.
- Молодцова, Т.Д. Психолого-педагогические аспекты социализации личности: монография / Т. Д. Молодцова. - Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2006. - 179 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 460 с.
- Овчарова, Р.В. Психология личности / Р. В. Овчарова, С. В. Уманский. - Курган: Изд-во КГУ, 2010. - 230 с.
- Овчарова, Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков: монография / Р. В. Овчарова.- Курган : Курганский гос. ун-т, 2008. - 376 с.
- Огнев, А.С., Лихачева Э.В., Каяшева О.И., Николаева, Н.В. Арт-терапия: основные проблемы и направления: [коллективная] монография / А. С. Огнев, Э. В. Лихачева, О. И. Каяшева, Н. В. Николаева. - Москва: РосНОУ; Санкт-Петербург: НИЦ АРТ, 2017.- 120 c.
- Петрова, Е.Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления/ Е.Ю. Петрова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск.- 2012. -№ 11 (126). - С. 166-169.
- Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М.: Инфра-М, 2014. - 291 с.
- Прошина, И.И. Школьная дезадаптация/ И.И. Прошина. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014. - 143 с.
- Психологическая готовность ребенка к школе / авт.-сост. Е.А. Грудненко. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 176 с.
- Рубин, Ж.А. Искусство арт-терапии / Ж.А. Рубин. - Москва: ИОИ, 2015. - 300 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - Москва: Питер, 2015. – 705 с.
- Святцева А. В. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Святцева, С. Б. Шухардина // Пед. образование в России. – 2016. – № 3. – С.88-93.
- Сластенин, В.А.Педагогика: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд., испр. - Москва: Академия, 2012. - 490 с.
- Степанова, М.И. Школьный фразеологический словарь / М. И. Степанова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 348 с.
- Столяренко, Л.Д. Возрастная психология: Учебник / Л.Д. Столяренко, Д.В. Столяренко. - М.: Феникс, 2017. - 442 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - Москва: Концептуал, 2016. - 312 с.
- Тарасова, С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика/С.Ю. Тарасова. - 2-е изд. - Москва: Генезис, 2016. - 139 с.
- Тютюева, И. А. Сказкотерапия как метод работы сказкотерапевта / И. А. Тютюева // Информационное пространство: проблемы формирования. - Шадринск: Шадринский гос. педагогический ин-т, 2015. - C. 52-55.
- Урунтаева, Г.А. Детская психология/ Г. А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2013. - 334 с.
- Хапачева, С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению / С.М. Хапачева, В.С. Дзеверук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – №12. – С. 91–95.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2011. – 383 с.
- Яблокова, А.В. Когнитивные стили в структуре психологической готовности к обучению в школе: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / А.В. Яблокова. - Ярославль, 2017. - 27 с.
- Яковлева, Е.В. Социальная адаптация: теория и методология / Е. П. Яковлева. - Якутск: Издательский дом Северо-Восточного федерального ун-та, 2012. – 98 с.
- Яковлева, Л.А. Проектная деятельность в дошкольном образовании / Л. А. Яковлева, О. В. Пустовойтова. - Магниторск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, 2019. - 70 с.
Современные педагогические задачи, направленные на умственное развитие, прежде всего, нацелены на формирование многогранности личности ребенка, активизацию его интеллектуальной, творческой и самостоятельной деятельности, комплексное формирование необходимых способностей у старших дошкольников. Следует заметить о значимости вопроса о методике обучения, поскольку в некоторых случаях осуществляется скачкообразный процесс применения методов обучения, уподобляющихся в большей степени к школьной системе. Тем самым, игнорирование возрастных особенностей детей дошкольного возраста снижает степень эффективности в подготовке к обучению к школе, понижает мотивационную направленность, сводит к ограниченному расходованию, имеющихся возможностей у старшего дошкольника. Содружеством исследователей был подготовлен новый подход к обучению детей с творческой направленностью для познания различного рода предметов и явлений. Подобное обучение воплощалось посредством построения деятельности как детского экспериментирования. В процессе развития данной деятельности устранялись страхи действий относительно допущения ошибок, что благоприятно отражалось на развитии детского мышления [16,124].
Также достаточно часто можно наблюдать выраженную напряженность детского мышления, направленность рассуждать по заготовленным шаблонам, предоставляемые от взрослого. В результате старший дошкольник приобретает поверхностный и общий характер развития в мыслительном и речевом представлении. На начальный период к школьной деятельности старшему дошкольнику требуется осознанное владение средствами родного языка.