Экологическое образование младших школьников: формирование ценностного отношения к природной среде

Скачать дипломную работу на тему: Экологическое образование младших школьников: формирование ценностного отношения к природной среде . В которой определено на основе анализа научной литературы теоретически обосновать и подобрать педагогические условия по формированию у младших школьников ценностного отношения к природной среде на уроках окружающего мира. Изучены педагогические условия формирования у младших школьников ценностного отношения к природной среде на уроках окружающего мира
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.03.2025
Объем файла
632 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Направления современного начального образования нацелены на гуманистическое формирование личности ученика, умеющего ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и строить гармоничные отношения с природой.

Изучение курсов «Природоведение» и «Обществоведение» в начальной школе, как отмечено в Государственном стандарте начального общего  образования, направлено на формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного  познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой. Задача учителя – интерпретировать ценностный потенциал и донести ценностные идеи до сознания детей.

Во всех действующих программах для начальной школы дается общая целевая установка не только на формирование знаний о природе и обществе, но и на развитие ценностного отношения к миру: формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру; воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности; формирование ценностного окрашенного образа мира.

Воспитание у школьников устойчивого отношения к системе общепризнанных ценностей, умение гармонично сочетать общечеловеческие и личные ценности в процессе взаимодействия с природой становится необходимым условием образования и основой повседневной жизни. Этот процесс необходимо начинать осуществлять в системе начального образования в силу возрастных психолого – физиологических особенностей младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 5

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ. 7

1.1.     Формирование ценностного отношения к природной среде как проблема экологического образования младших школьников. 7

1.2.     Уроки окружающего мира как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природной среде. 14

1.3.     Педагогические условия формирования у младших школьников ценностного отношения к природной среде. 22

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.. 32

2.1. Диагностика исходного уровня сформированности у младших школьников ценностного отношения к природной среде. 32

2.2. Реализация педагогических условий  по формированию ценностного отношения к природной среде у младших школьников на уроках окружающего мира. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание школьников / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – М.: Академия развития, 2019. – 112 с.
2. Бельтюкова, М.Н. Экологическое воспитание детей школьного возраста / М.Н. Бельтюкова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.15 – 16.
3. Бобылева, Л.А. О программе экологического воспитания младших школьников / Л.А. Бобылева, О.Н. Дупленко // Школьное воспитание. - 2016. - № 7. - С. 36-42.
4. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов СПб.: Изд-во «Речь», 2014. - 440 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под редакцией Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 352 с.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2018. - 632 с.
7. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева – Минск, 2016. – 297 с.
8. Вахрушев, А.А. Экологическое образование-гарантия будущего для человека /А.А. Вахрушев // Начальная школа плюс до и после. - 2017. - №11.- С.19-22.
9. Вединяпина, В.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В.А. Вединяпина, В.В. Горшкова// Начальная школа. - 2014. - №2. – 55 с.
10. Волгина, В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей школьного возраста / В.С.Волгина // Экологическое образование школьников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, БИКАР, 2018. – 236 с. – C.44 – 48.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М., Педагогика, 1984. – С. 244-268.
 

Специфика данной программы по предмету «Окружающий мир» заключается в том, что она имеет ярко выраженный интегративный характер и соединяет в себе знания о природе, обществе и истории, знакомит обучающихся с материалом естественных и социально – гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Таким образом, все программы обучения начальной школы направлены на достижение результатов экологического образования и реализацию концепции экологического воспитания личности через уроки окружающего мира. Если в средних и старших классах происходит глубокое знакомство с основами экологических понятий, системой рационального природопользования, то на уровне начального общего образования главной экологической задачей является формирование у младших школьников бережного отношения к природе и всему живому, забота об окружающем мире.

В ходе рассмотрения четырех программ по окружающему миру, мы пришли к выводу, что программа «Зеленый дом» А. А. Плешакова («Школа России») и программа А.А Плешакова, М.Ю. Новицкой (УМК «Перспектива») в большей степени имеют экологическую направленность.