Содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования

Скачать дипломную работу на тему: Содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования . В которой определено выявить и обосновать содержание и организацию обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования. Изучено содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.03.2025
Объем файла
86 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3440 руб.
4300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важность исследования проблемы содержания и организации обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования представляется в настоящее время одной из актуальных проблем современной музыкальной педагогики. Стремительное развитие в XXI столетии науки, культуры и техники устанавливает задачи постоянного улучшения и совершенствования технологий и форм передачи новых научных знаний подрастающему поколению, вследствие чего проблема усовершенствования методов обучения остается очень значимой и важной в современной дидактике. Эта проблема постоянно пребывает в центре внимания педагогов-практиков и исследователей.
Одной из ключевых задач системы дополнительного музыкального образования детей в XXI веке представляется созданием такой системы обучения игре на музыкальном инструменте, которая бы соответствовала образовательным потребностям каждого ученика в соответствии с его способностями, склонностями и интересами. 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………..................... 3
Глава 1.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДЕТСКОГО ИСПОЛНИТЛЬСТВА НА САКСОФОНЕ…................................................................................. 8
1.1. История создания саксофона…………………………………….... 8
1.2. Особенности применения саксофона в детском духовом оркестре……………………………………………………............... 15
1.3. Основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников………………………………………………................. 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …................................................................................ 26
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………................. 27
2.1. Основные требования к содержанию и организации обучения на саксофоне ……….………...………………………………….......... 27
2.2. Опыт обучения игре на саксофоне в ДШИ г. Красноуральск….….. 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………........................ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………................. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ …....... 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алимов А.Г. К вопросу советского исполнительства на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. - М.: ВДФ при МГК, 1984. Вып.23. С.3 - 20.
Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духовых оркестров. - Л.: Музыка, 1979.
Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1976. Вып.4. С.11 - 31.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин // - М.: Академия, 2000. - 192 с.
Болотин, Сергей Васильевич. Биографический словарь музыкантов - исполнителей на духовых инструментах. - Л.: Музыка, 1969. - 200 с.: портр. - Указ. имен: с. 192-200. - 1.24.
Браславский Д.А. Саксофон // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. училищ, студентов муз. вузов и вузов культуры / Сост.Б. Кожевников. - М., 1984. - С.112-126.
Горчаков С. Введение // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. Училищ, студентов муз. ВУЗов и ВУЗов культуры /сост.Б. Кожевников. - М.: Музыка, 1984 с.3-19.
Губарев И. Духовой оркестр. - М.: Советский композитор, 1963. - С. 57.
Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Гос. муз. изд-во, 1962, М., 1973.
Диков Б. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1976. Вып.4. - С.71-85.
Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956.
Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1966 Вып.2. С 44-81.
Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста М. - Музыка, 1993. - С. 1.
Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста М.: Музыка, 1993. - С. 2.
Иванов В.Д. Саксофон. - М.: Музыка, 1990. - С. 11
Иванов В.Д. Школа академической игры на саксофоне. Выпуск 1. М.: - Издательство «Брасс-коллегиум», 2003. Издатель - Миха

Все виды саксофонов записываются одинаково и имеют одинаковый диапазон, но по-разному звучат в натуральном строе, в силу своего размера от си-бемоль малой октавы до фа-диез третьей октавы

Таким образом, для детского духового оркестра наиболее характерны саксофон-альт, саксофон-тенор, и реже саксофон-сопрано, потому что это не только самые популярные, но и самые доступные для обучения виды саксофонов. Самой распространённой группой саксофонов в детском духовом оркестре является группа из двух альтовых саксофонов и двух теноровых саксофонов и реже добавляются саксофоны сопрано, чтобы компенсировать недостаток кларнетов, если таковой имеется. Хотя на практике такая группа часто бывает меньше.

Из педагогического опыта известно, что начинать обучение надо именно с альтового саксофона. Саксофон-тенор — это инструмент более сложный и более тяжелый, и поэтому редко кому удаётся его освоить на стадии музыкальной школы. Так же ещё одной причиной является небольшой репертуар для саксофона-тенора, в отличие от саксофона-альта, репертуар для которого весьма обширен. Ведь это задача для учеников старших классов, ввиду нагрузки на организм, и то не для всех, а только для наиболее способных и продвинутых. И если саксофон-тенор солирует, то это может происходить и в нижнем разделе диапазона, и это ещё одна трудность — низкие ноты на саксофоне. У младших школьников эти ноты тяжело извлекаются вследствие чего звучат грузно и резко.

Что касается применяемой тесситуры, то здесь работают общие основания, характерные для любого духового оркестра. Альтовые саксофоны играют в среднем разделе диапазона, примерно от ноты ми первой октавы до ноты до третьей октавы по написанию (от соль малой до ми-бемоль второй октавы по музыке). Это обусловлено тем, что более высокие и более низкие ноты в исполнении альтового саксофона здесь не требуются. В таких случаях для этого используются другие инструменты.

Саксофон обладает ярким особенным тембром, и поэтому группа саксофонов чаще всего используется для изложения мелодии. Также в исполнении группы саксофонов отлично звучат контрапунктические элементы фактуры. Эпизодически эти инструменты могут использоваться и в качестве аккомпанирующих инструментов, например, совместно с трубно-корнетовой группой в басовых solo маршей.

Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели особенности применения саксофонов в детском духовом оркестре. Работа педагога и дирижера требует, при наличии соответствующих исполнителей, включения отдельных саксофонов или группы в состав оркестра, что расширяет художественные и выразительные возможности детского коллектива. Вместе с тем, группа саксофонов в полном составе в детском духовом оркестре, как правило отсутствует, что обусловлено физическими сложностями исполнения на их отдельных видах.