развитие словарного запаса у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня на уроках русского языка

Скачать дипломную работу на тему: развитие словарного запаса у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня на уроках русского языка . В которой определено теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс заданий по развитию активного словаря у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня . Изучены лексический строй речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.03.2025
Объем файла
703 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст – один из важнейших периодов в развитии речи и речевого аппарата ребенка. Развитие речи в данном возрасте тесно и непосредственно связано с умственным, психическим и интеллектуальным развитием ребенка. В младшем школьном возрасте возникают подходящие условия для формирования и совершенствования устной речи, создается благоприятная основа для таких форм речи как чтение и письмо, а также для дальнейшего развития речевого и языкового аппарата ребенка. [1, с. 41].
Огромным фактором, отражающим поведение и деятельность ребенка, могут быть различные нарушения и задержки в развитии речи ребенка. Понимая свой недуг, плохоговорящий ребенок сталкивается с психологическими проблемами, которые начинают влиять на него и на его жизнедеятельность. Такой ребенок может замыкаться в себе, быть менее активным, испытывать неловкость, становиться чрезмерно робким, сталкиваться с нерешительностью и как следствие – меньше общаться с другими людьми. [18, с. 44].
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ. 7

1.1 Закономерности развития активного словарного запаса у младших школьников в онтогенезе…………………………………………………………7

1.2 Особенности развития речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………12

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….15

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ…17

    2.1  Организация и результаты работы по анализу уровня развития активного словаря у речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня. 17

2.2 Содержание логопедической работы по формированию словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи………………………….29

2.3 Выявление динамики уровня сформированности словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи…………………………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 50

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 56

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Закон Российской Федерации «Об Образовании»: [федер. Закон по состоянию№ 273-ФЗ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.]. – СПБ: Victory: Сатурн-кантри, 2013. – 94 с.
Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.И. Аксенова/ под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд. – М.: Академия, 2002. – 395 с.
Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Л.И. Аксенова/ под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд. – М.: Academia, 2004. – 395 с.
Алтухова Т. А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней [Текст] / Алтухова Т. А., Карачевцева И. Н. // Шк. логопед. - 2005. - № 1. С. 37-48.
Амосова И.Ю. Как запомнить словарные слова [Текст] / И.Ю. Амосова // Журнал «Начальная школа». – 2014. – №5. – С. 69.
Андреева, Н.Г. Формирование связной речи у младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Г. Андреева // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 3. С. 15-19
Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. - Изд-во МГУ. - 2004. – 244 с.
Барсукова, Л. А. Логопедия в школе: практический опыт: учебно- практическое пособие [Текст] / Л. А. Барсукова, Т. А. Емелина, Н. Е. Земская и др.; под ред. В. С. Кукушина. - Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. - 368 с.
Беляева, Е.Н. Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников [Текст] / Е.Н. Беляева // Журнал «Начальная школа». – 2014. – №9. – С. 20.
Бородич. А. М.. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.:Просвещение, 1999. – 220 с.
Виноградов, В.А. Энциклопедический словарь языкознания [Текст] / В.А. Виноградов, Н.Д. Арутюнов. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - 1998. - 363 с.
Власенко, И.Т. Особенности

Развитие речи происходит постепенно вместе с развитием мышления связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. При нормальном речевом развитии дети младшего школьного возраста владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. В устной речи дети пересказывают знакомую сказку, короткий текст, стихотворения, составляют рассказ по картинке и серии сюжетных картинок, рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, высказывают мнение, убеждают товарищей.

Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативу в общении они обычно не проявляют. У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация движения во всех видах моторики –    общей, мимической, мелкой и артикуляционной. При общем недоразвитии речи отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени, это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речи с элементами фонетико-фонематического или лексического-грамматического недоразвития.

У детей с общим недоразвитием речи III уровня активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п. Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех, четырех слов.

Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика  событий не передается (см. таблицу 1).