Предупреждение нарушений письма у первоклассников с дизартрией

Скачать дипломную работу на тему: Предупреждение нарушений письма у первоклассников с дизартрией . В которой определено теоретически изучить и экспериментально исследовать предупреждения нарушений письма у первоклассников с дизартрией. Изучены коррекционная работа по предупреждению нарушений письма у первоклассников с дизартрией
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.03.2025
Объем файла
258 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время нарушение письма является одной из самых распространённых проблем, у учащихся начальной школы. Письмо является сложнейшим навыком, формирование которого проходит ряд стадий, связанных с включением в деятельность многих функциональных систем. Большая часть школьных предметов опирается на процесс письма. Если данный навык осваивается не в полной мере, то как следствие возникает целый ряд сложностей: общая успеваемость, нежелание учиться и посещать учебное заведение, низкая самооценка, проблемы в общении со сверстниками.
Предупреждение нарушений письма должно проводиться с дошкольного возраста, у обучающихся с дизартрией с явными речевыми нарушениями. Проявляется это в недостаточной сформированности таких компонентов: лексики, грамматической стороны речи, фонетики, фонематических процессов, также двигательные процессы – кинестетической и кинетической природы т.е. нарушены необходимые условия для формирования полноценного навыка письма. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 4

1.1    Понятие «нарушение письма» в современной логопедической науке…………………………………………………………………………….4

1.2 Особенности проявления нарушений письма у первоклассников с дизартрией  9

1.3    Преодоление нарушений письма у первоклассников с дизартрией  15

ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ДИЗАРТИРЕЙ.. 20

2.1    Организация и база исследования особенностей предупреждения нарушений письма у первоклассников с дизартрией. 20

2.2    Анализ результатов исследования предупреждения нарушений письма у первоклассников с дизартрией. 22

2.3    Коррекционная работа по преодолению нарушений письма у первоклассников с дизартрией  47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 56

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алифанова Е. А. Логопедические упражнения в рифмах. – М.,2007
Анохин П. К. Очерки физиологии функциональных систем. – М., 1998
Беккер К. П. Совак М. А. Логопедия. – М., 1988 . 
Белова – Давид Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушениями звукопроизношения//Специальная школа. – М., 1967. – С. 114 – 121
Бельтюков В. И. Взаимодействие языковой и речевой структур в рамках единой системы //Дефектология. – 1993. - № 1. – С. 5 – 12
Борель – Мезонни С. Н., Беккер Р. К. Дислексия и дисграфия. – М., 2003
Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. – с. 203
Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и её топико – диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент: 1993. – с.123
Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у младших школьников. – М., 1983
Волкова Г. А. Логопедия. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. – с.504
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М.:Просвещение, 1998
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 471 с.
Гришвина А. В., Пузыревская Е. Я., Сочеванова Е. В. Игры – занятия с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речевого развития. – М., 1988
Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезу фонетико – фонематических расстройств//Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1989. – С. 67 – 78
Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематических процессов у детей младшего школьного возраста. – М.,2004
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953. - 264 с.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.-198 с.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 188 с.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у младших школьников. – М., 1985. под редакцией Н. А. Власовой

Нами было проведено констатирующее исследование на базе МОУ «СОШ №41» г. Магнитогорска, ул. Бахметьева, 11, Магнитогорск. Для эксперимента нами были отобраны 10 детей младшего школьного возраста (учащиеся 1 класса) с дизартрическими расстройствами. Все дети обучаются по программе четырехлетней начальной школы. В экспериментальную группу вошли дети со специфическими ошибками на письме, посещающие логопедические занятия. У всех обследуемых детей по заключениям медицинских карт не выявлены дефекты в интеллектуальной сфере, слуховой и зрительной системах. Многие дети экспериментальной группы посещали логопедические сады или занятия с логопедом с заключением фонетико – фонематическое нарушение речи, с подробным описанием данного логопедического заключения в индивидуальных речевых картах детей данной группы.

Цель констатирующего эксперимента — выявление типологических ошибок письма у детей с дизартрией для определения степени выраженности, вида дисграфии, что позволит определить направления логопедической работы.

Исследование детей с дизартрией проводилось с учетом таких ведущих принципов, как принцип комплексности, системности, патогенетический, деятельностный, личностный, принцип развития.

Принцип развития предполагает изучить процесс появления недостатка. Это позволяет выявить первопричину нарушений и вторичный дефект. Данный принцип позволяет объяснить на теоретическом уровне обоснованные пути коррекционного влияния и рассмотреть проблему предупреждения нарушений речи.

Принцип системного подхода подразумевает анализ системного строения и системное взаимодействие различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Нарушение хотя бы одного компонента речи способно спровоцировать нарушение остальных компонентов речи. Данный принцип обязывает специалистов изучать и анализировать все, а не только лишь отдельные компоненты языка.

Принцип деятельностного подхода – изучение детей с нарушениями речи и логопедическая работа проводятся с учетом ведущей деятельности младших школьников.

Для работы нужно знать все виды деятельности детей (предметно - практическая деятельность, игровая, учебная) и возрастные периоды, в которые входят те или иные виды деятельности.

Данный принцип дает возможность осуществлять не только диагностику, но и коррекционную работу, а также это способствует психологическому комфорту ребенка. Комплексность обследования гарантируется тем, что исследуются все стороны речи и все ее составляющие, на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития – как общего, так и речевого – начиная с раннего возраста