Роль беседы в формировании экологических представлений старших дошкольников
Введение
Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При общении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I.Теоретико-методологические основы формирования экологических представлений старших дошкольников 8
1.1. Формирование экологических представлений старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников 11
1.3. Беседа как метод формирования экологических представлений старших дошкольников 20
Выводы 36
Глава II. Опытно-эксперимнетальная работа по формированию экологических представлений у старших дошкольниковна базе МАДОУ «Мещеринский детский сад комбинированного вида «Улыбка»», п. Мещерино-1, г.о. Ступино, Московской области. 38
2.1 Выявление уровня сформированности экологических представлений у старших дошкольников 38
2.2 Организация работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников методом беседы 40
2.3 Проверка уровня сформированности экологических представлений старших дошкольников с учетом проведенных бесед 43
Заключение 45
Список используемых материалов 48
Приложения 50
Список используемых материалов
Алексеева М.М, Яшина В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978.
Дерябко С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду ./ под ред. Т.И. Бабачевой. изд. 2-е, перераб. - СПб.: Акцидент, 1996.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.- М.: Просвещение, 1990.
Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет. / под ред. Т.Н.Доронтовой, Л.Г.Голубевой, Н.А.Городовой и др. - 3-е изд.; - М.: Просвещение, 2004.
Конина М.М. Роль картинок в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста. - М.: Известия АПН РСФСР. - 1948.
Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977.
Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Владос, 2010.
Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1984.
Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. - СПб.: Акцидент, 1998.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2011.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
Николаева С.Н.Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: «Академия», 1999.
Поддьяков Н.Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1990.
Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим миром и одновременно как метод развития связной речи.
Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И. Тихеева, Е. А.Флёрина, Е.И. Радина, Э. П. Короткова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию.
В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи. В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием.
Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсуждаемым явлениям.
В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно. Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретённых в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.