Методические приемы работы с учебным текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (первый сертификационный уровень)
Введение
Русский язык является одним из самых сложных языков в мире, поэтому при его изучении у иностранных обучающихся возникают некоторые трудности. Для того чтобы обучение иностранцев русскому языку было эффективным, преподаватель должен грамотно организовать учебные занятия, учитывая типичные сложности, возникающие в ходе образовательного процесса.
Система уровней владения русским языком позволяет иностранцу удовлетворять основные коммуникативные потребности при общении с носителями языка в социально-бытовой и социально-культурной сферах.I сертификационный уровень обеспечивает необходимую базу для успешной коммуникации в условиях языковой среды. При этом набор языковых средств позволяет осуществлять общение в указанных сферах, но ограничен в соответствии с коммуникативными потребностями данного уровня.
Введение
Русский язык является одним из самых сложных языков в мире, поэтому при его изучении у иностранных обучающихся возникают некоторые трудности. Для того чтобы обучение иностранцев русскому языку было эффективным, преподаватель должен грамотно организовать учебные занятия, учитывая типичные сложности, возникающие в ходе образовательного процесса.
Система уровней владения русским языком позволяет иностранцу удовлетворять основные коммуникативные потребности при общении с носителями языка в социально-бытовой и социально-культурной сферах.
I сертификационный уровень обеспечивает необходимую базу для успешной коммуникации в условиях языковой среды. При этом набор языковых средств позволяет осуществлять общение в указанных сферах, но ограничен в соответствии с коммуникативными потребностями данного уровня.
Главная задача любого этапа обучения – развитие навыков и умений на строго ограниченном языковом (грамматическом) материале, поэтому существенную роль в методике РКИ играет понятие грамматического минимума. Это означает, что, изучая лексическую тему (школа, моя семья, профессия и т.д.), необходимо отобрать минимальное количество грамматических явлений, на базе которых учащийся сможет общаться. Если же в урок вводится избыточное количество грамматики, то учащийся попросту запутывается в грамматических сложностях и утрачивает мотивацию к обучению.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Абрамова, М.В. Русский язык как иностранный. Педагогика. Практикум: учебное пособие для вузов / М. В. Абрамова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 181 с.
- Акимов, В. Семидесятые – восьмидесятые: проблемы и искания современной детской прозы : очерки, размышления, заметки / В. Акимов, А. Акимова. – М.: Детская литература, 1989. –221 с.
- Акишина, А.А. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного / А. А. Акишина, О. Е. Каган. – М.: Русский язык. Курсы, 2018. – 255 с.
- Андрюшина, Н.П. и др. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень. – М., СПб.: Златоуст, 2018. – 377 с.
- Аннушкин, В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: интенсивный курс русского речевого общения / В. И. Аннушкин, А. А. Акишина, Т. Л. Жаркова. – М.: Флинта [и др.], 2019. – 221с.
- Антонова, В.Е., Нахабина, М.М., Толстых, А.А. Дорога в Россию : учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. — Т. II. — 4-е изд. — СПб. : Златоуст, 2012. — 184 с.
- Арзамасцева, И.Н. Детская литература. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 448 с.
- Бабурина, К. Б. Будем знакомы! Тексты для чтения с упражнениями / К.Б. Бабурина, О.Э. Чубарова. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 156 с.
- Барсукова-Сергеева, О. М. Читая сказки… : учеб. пособие. М. : Флинта ; Наука, 2009.
- Белинский, В.Г. и др. О детской литературе / В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. – М.: Детгиз, 1954. – 431 с.
Важнейшей лингводидактической единицей, необходимой для освоения различных компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса, является учебный текст. Благодаря данному виду текста обучающийся имеет возможность приобщения к научной деятельности, развития личностных и коммуникативных качеств, информационной и социальной ориентации. К специфическим чертам учебного текста относятся его воспитательное направление, культурная составляющая, проявляющая себя в социальных ценностях, его познавательность. Главные цели данного вида текста является его влияние на формирование различных черт личности: нравственности, интеллектуальной и творческой составляющей. Главными отличиями учебного текста от других видов являются: способность передачи учебной информации, стимулирование личностного роста обучающихся, мотивирование образовательной деятельности, становление, развитие и упражнение познавательных и творческих способностей, умений и навыков, контроль (самоконтроль) результатов учебно-воспитательной работы. Содержание в тексте данных специфических черт дает право утверждать, что текст является учебным.
«Дорога в Россию» составлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами РКИ. «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека). В программах отражены общие задачи изучения русского языка, которые определены ФГОС по РКИ. К ним относятся: – формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; – развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; – развитие коммуникативных умений; – развитие нравственных и эстетических чувств; – развитие способностей к творческой деятельности.