Формирование организационной культуры в образовательной организации (на примере маоу «гимназия № 13»)
ВВЕДЕНИЕ
Организационная культура образовательного учреждения является одной из важнейших составляющих успешности образовательного учреждения и эффективным инструментом, позволяющим мобилизовать субъекты образовательное учреждение на достижение общих целей, стимулировать инициативу, обеспечить взаимопонимание, общие коммуникации, нормы межличностных отношений, широкие социальные связи.
Организационная культура представляет собой сложное интегральное образование, включающее общие цели образовательного учреждения, действующие в нем ценности и нормы, обычаи и традиции, общепринятый стиль взаимоотношений учащихся с педагогами и друг с другом, внешний дизайн и т.д.
Данный феномен определяется как образ жизни, мышления, действия и существования субъектов организации, в основе которого лежат единство целей и система разделенных ценностей [В. Карлоф, 1991; Р. Л. Кричевский, 1993; С. В. Щербина, 1999 и др.].
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ... 8
1.1. Понятие организационной культуры.. 8
1.2. Типы организационных культур. 20
1.3. Организационная культура образвательных учреждений. 22
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАОУ «ГИМНАЗИЯ № 13». 28
2.1. Характеристика МАОУ «Гимназия № 13». 28
2.2. Организационная структура и кадровый состав МАОУ «Гимназия № 13» 33
2.3. Анализ организационной культуры МАОУ «Гимназия № 13». 42
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МАОУ «ГИМНАЗИЯ № 13». 51
3.1. Пути совершенствования организационной культуры МАОУ «Гимназия № 13» 51
3.2. Методы реализации разработанных предложений. 52
I. Законодательные и нормативно-правовые акты
- Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Российская газета.– 2012. – № 303.
- Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 31, ст. 4179.
- О защите прав потребителей : Федер. закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. – 1992.
II. Учебная литература
- Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г.А. Балыхин. – М. : «Экономика». – 2003. – 428 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах : учеб. пособие / В.Р. Веснин. – М. : Проспект. – 2014.– 176 с.
- Веснин В. Р. Стратегическое управление: учеб. пособие / В.Р. Веснин. – М. : Проспект. – 2014. – 192 с.
- Глухов В.В. Менеджмент : учебник для вузов /В.В. Глухов. – Питер. – 2011. – 990 с.
- Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М. : Бином. – 2011. – 421 с.
- Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами / Л.В. Карташова. – М. : Инфра-М. – 2014. – 9 с.
- Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – 2-е изд., М.: КНОРУС. – 2012. – 368 с.
Несомненным атрибутом успешной работы организации является правильно построенная организационная структура, т.к. ее целевое назначение – это обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы [11].
В учебном учреждении преобладает совокупность авторитарной модели организационного поведения (по Ньюстрому) и модели опеки. Основными факторами организационного поведения являются власть, экономические и человеческие ресурсы. Руководство ориентировано на полномочия и ресурсы. Педагогический состав ориентирован на выполнение конкретных рабочих заданий и подчинение руководству. В результате педагоги зависимы от руководителя и организации в целом. Потребности педагогов в существовании, признании и самореализации удовлетворены.
Организационная структура МАОУ «Гимназия № 13» представлена в виде схемы, отвечающей принципам иерархии и оптимального разделения трудовых обязанностей (см. Приложение А).
Данная организационная структура является линейно-функциональной, состоит из четырех уровней.