Музыкальные игры как средство развития музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования темы заключается в том, что музыка является одним из самых богатых и самых эффективных средств эстетического воспитания, дает очень мощное эмоциональное воздействие, развивает чувство вкуса человека. Музыка детям помогает познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.
Актуальность музыкального развития детей дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В п. 2.6 стандарта отмечается, что художественно-эстетическое развитие предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в том числе музыкального, восприятие музыки, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, осуществление самостоятельной творческой деятельности детей.
Оглавление
Введение …………………………………………………………….……………….3
Глава I. Теоретические основы исследования музыкальных игр как средства развития музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………..6
1.1 Понятие музыкальная игра, характеристика, классификация и виды,
значение в развитии детей старшего дошкольного возраста…………………….6
1.2 Особенности развития музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………..14
1.3. Анализ базовых и парциальных программ по развитию музыкально-ритмических движений детей старшего дошкольного возраста…………………23
Выводы по 1 главе
Глава II. Эмпирическое исследование музыкальной игры как средства развития музыкально-ритмических движений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….32
2.1. Определение уровня развития музыкально-ритмических движений детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………..32
2.2. Разработка комплекса непосредственно образовательной деятельности с использованием музыкальных игр как средства развития музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста………………43
2.3. Анализ результатов реализации комплекса непосредственно образовательной деятельности с использованием музыкальных игр как средства развития музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...............................50
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….......59
Заключение ………………………………………………………………………..61
Литература …………………………………………………………………….......64
Литература
- Анисимова, Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы -Ярославль: Академия развития, 2005. —96 с.
- Бабаева, Т. И., А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. —352 с.
- Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
- Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
- Бекина, С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет. Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов/ Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. — М.: Просвещение, 1981. — 158 с.
- Белькович, В.Ю., Гребёнкина, Н.В., Кильдышева, И.А. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК») — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 528 с.
- Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220с.
- Буренина, А.И., Тютюнникова Т. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти», изд. Музыкальная палитра, 2017. -144с.
- Буренина, А.И. Цели и ценности музыкального воспитания в детском саду: Методические рекомендации- Электронное издание. Самара «Вектор», 2020. -196с.
- Веракса, Н.Е, Комарова, Т.С., Дорофеева, Э.М. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы»— Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 336с.
- Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение,1981.- 240с.
- Ветлугина,Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошк. воспитание». 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 270 с.
- Ветлугина, Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 169—196, 200—206.
- Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье / Э.С. Вильчковский. – К.: Рад. шк., 2003. – 128 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М:-Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. -520с.
- Дзержинская, И.Л., Ветлугина, Н.А., Коммисарова, Н.А. Музыка в детском саду. Старшая группа. – М.: Просвещение. – 1986. – 272 с.
- Жак-Далькроз, Э. Ритм / Эмиль Жак-Далькроз. – М.: Классика – XXI, 2001. – 248 с.
- Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации: Мозаика Синтез; Москва; 2006. -с.
- Зацепина, М.Б. «Роль Н.А. Ветлугиной и А.В. Кенеман в становлении и развитии теории художественного и эстетического воспитания детей». https://cyberleninka.ru/article/n/rol-n-a-vetluginoy-i-a-v-keneman-v-stanovlenii-i-razvitii-teorii-hudozhestvennogo-i-esteticheskogo-vospitaniya-detey
- Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 2017. – 304 с.
- Каплунова, И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. ООО «Невская нота», 2010. -64с.
- Каява, Е.Е., Кондрашова, Л.Н., Руднева, С.Д. Музыкальные игры и пляски в детском саду». Пособие для музыкальных руководителей детских садов."Учпедгиз, г. Ленинград, 1963. - 397с.
- Комисарова, Л.Н., Костина, Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособие для воспитателей и муз. руководителей д. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
- Кенеман, А. В., Хухлаева, Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец.«Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
- Кличук, А. П. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста. Текст непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — с.777-779.
- Кенеман, А.В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Дис.... канд. пед. наук. – М., 1955. - 16 с.
- Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Из опыта работы музыкального руководителя. М.: «Просвещение»,1982. -95с.
- Коренева, Т. Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 48 с.
- Лифиц, И.В. Ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений- М.: Издательство «Академия», 1999. -224с.
- Луговская А.Е. Ритмические упражнения, игры и пляски. М.: "Советский композитор", 1991. -112 с.
- Метлов, Н.А. Музыка –детям. Пособие ля воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Издательство: М.: «Просвещение», 1985. -142с.
- Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей: ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс 2000. -87с.
- Парамонова, Л.А. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования — 6-е изд. перераб. М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.
- Пензулаева, Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет». Пособие ля воспитателей детского сада. - М.: Просвещенеи, 1988. -143 с.
- Пасынкова, А.В., Руднева, С.Д. Роль моторных компонентов в восприятии музыки // Тезисы Пятой научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха, восприятия и музыкально-творческих способностей детей и юношества. — М.: НИИ ХВ, 1977. — С.77—79., с. 77—78].
- Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 382с.: ноты, табл.;
- Раевская, Е.П., Руднева, С.Д., Соболева Г.Н., Ушакова, 3.Н., Царькова, В.Г Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М : Просвещение, 1991. —222 с: ил , ноты.
- Радынова, О.П., Катинене, А.И., Палавандишвили, М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада /. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1994. – 222с.
- Радынова, О.П. Музыкальные шедевры– М.: «Гном-Пресс», 1999. — 80 с.
- Руднева, С. Д., Фиш Э.М. Музыкальное движение: Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Гуманитарная академия, 2000. – 320 с.
- Руднева, С.Д., Фиш, Э.М. Ритмика. Музыкальное движение / С.Д. Руднева, Э.М. Фиш. — М.: Просвещение, 1972.- 13с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. Издательство: М. - Л.: АПН РСФСР Год: 1947. – 355с.
- Тютюнникова, Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками / Т.Э. Тютюнникова. – М.: АСТ, 1999. – 29 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] / – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
- Чибрикова-Луговская, А. Е. Ритмика. М.: Издательский дом «Дрофа» - 1998. - 102с.
Задачи музыкального развития в программе «Тутти» расписаны по возрастам, но не подразделяются по видам музыкальной деятельности. К задачам по музыкально-ритмическим движениям детей 5-6 лет относятся следующие: развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, памяти, интонационного слуха) в музыкальных играх, специально смоделированных педагогом, музыкально-дидактических играх с движением; формирование навыков исполнительства: музыкально-ритмических умений; побуждать к самостоятельному исполнительству. В содержании работы по музыкально-ритмическим движениям и игровой деятельности детей 5-6 лет для совершенствования умения передавать музыкальный образ рекомендовано использовать разнообразные виды движений: основные, общеразвивающие, иммитационные, плясовые. Также прописан примерный музыкально-ритмический репертуар. В программе есть мониторинг развития музыкальности детей младшего и старшего возраста. В диагностической карте уровня развития музыкальности ребёнка старшего возраста указаны показатели развития музыкально-ритмических движений [8].
Парциальная программа А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» для детей от 3 до 9 лет направлена на целостное развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, на формирование компетентностей – личностных качеств и умений, позволяющих ребенку взаимодействовать в социуме.