Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте
Введение
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования, но прежде чем говорить про воспитание нравственного поведения надо разобраться, что это такое.Нравственное воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на приобщение детей среднего дошкольного возраста к моральным ценностям общества, формирование у них устойчивых нравственных качеств и привычек нравственного поведения.Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические основы нравственного поведения дошкольников среднего возраста.
Особенности детей среднего дошкольного возраста.
Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Глава 2 Воспитание привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
2.1Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы
2.2Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ
Вывод
Приложение
Список используемой литературы
Список литературы
1. Абрамова Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». – МГУ им. М.В. Ломоносова. – http://www.psy.msu.ru/
3. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.8-11
4. Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников: Для занятий с детьми3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80с.
5. Дошкольный возраст, период становления нравственной основы личности. –http://www.7im.ru/13.
6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 416с.
7. Купина Н.А, Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 1992. - 176 с.
8. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65
9. Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2003. – 224с.
10. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – 607с.
11. Макаренко А.С. Собр. соч. Т. 5. – М: АПН РСФСР, 1951. - 404с.
12. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006. №10. С.82-85.
13. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Методическое пособие / Автор-сост. Л. Куцакова. – М.: Владос, 2005. – 144с.
14. Педагогика / Под ред Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. – 489с.
15. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.
16. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80с.
Поведение в некоторых ситуациях всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие с взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов.