Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Введение
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.
Исторически так сложилось, что начальная школа является важным звеном в образовании и воспитании подрастающего поколения. С приходом ребёнка в школу у него кардинально меняется привычный ему образ жизни, т.к основным видом его деятельности становится учение.
Для успешного обучения ребёнка в школе, он должен быть готов не только психологически, но и иметь желание учиться. Таким образом для младшего школьника значение имеет мотивация учения, основу которой на первых порах составляет интерес к школе вообще, интерес к новому виду деятельности - учению.
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования дидактической игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников 7
1.1 Активизация познавательной деятельности младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников 20
1.3 Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса 23
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию дедактической игры как средства активизации познавательной деятельности на базе МОУ Раменской СОШ №35 «Вектор успеха» город Раменское, Московская область 47
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников 47
2.2 Комплекс дидактических игр способствующих активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики 52
2.3 Динамика развития познавательной деятельности в результате опытно – эксперементальной работы 61
Заключение 66
Литература 67
Литература
1. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, с.139
2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 31.01.2022).
3. Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение.,1968. - с.139.
4. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах.- М., 1984 - 336с.
5. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1969 - с.49.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
7. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровского/.- М.,1996.- с.496.
8. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие класса школы) /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова /. - М., 1996.
9. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие детей на уроках математики. 2 класс (1 - 4 классы). - Нач. шк., 1991, №7. - с.19 - 25.
10. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей на уроках математики. 3 кл. (1-4 кл.. - Нач. шк., 1992, №7 - 8.-с. 27 - 32.
11. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие шестилетних детей на уроках математики. - Нач. шк., 1990, №7. - с. 35 - 41.
12. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. - Нач. шк., 1993, № 5.- с.15 - 18.
13. Воронов В.В. Педагогика школы в 2 - х словах. - М., 1999. - с.138 - 139.
14. Выготский Л.С. Избранные псих. Исследования. - М., Изд. АПН РСФСР, 1956. - c 56.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - с.84.
16. Гребенникова Н.Л. Опоры - перфокарты в обучении решению задач. -Нач. шк., 1992., №7 - 8. - с.10.
17. Гребцова Н.И. Развитие творческого потенциала личности. - Нач. шк., 1994., №11. - с.22 - 26.
18. Детская практическая психология./ Под ред. Т.Д. Мацинковской/ - М., 2000.
19. Дистерверг А. Избр. Пед. Сочинения. - М., 1956. - с.118.
20. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. - М., 1975.
21. Есипов Б.П. Пути совершенствования методов обучения // Советская педагогика. - 1963. - № 12. С. 12-21.
22. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М., 1961.
23. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 2 класса четырёхлетней начальной школы. - М., Просвещение, 1986. -с.75.
24. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. /Популярное пособие для родителей и педагогов/. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - с.192.
25. Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития./ Вопросы Психологии. - М., 1996, №3. - с.78.
26. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений, М., 1960, - с.296.
27. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985. - с.3.
28. Клименченко Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков. - Нач. шк.,1989, №10 - 11. - с.62-64.
29. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение.,1990. - с.96.
30. Коменский Я.А. Великая дидактика.// Избр. Пед. Соч. - М.,1982. - Т.1. -с.309 - 311.
31. Коннова В.А. Задания развивающего характера к уроку математики. - Нач.шк., 1994, №5. - с.22 - 23.
32. Кочеткова Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников. - Нач. шк.,1996, №12. - с.54 - 58.
33. Красова, О. В. Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников / О. В. Красова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1983/ (дата обращения: 31.01.2022
34. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1986. - с. 336.
35. Леонтьев, А. Н. Хрестоматия по психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2002. – 448 с.
36. Линева Р.М. Активизация работы учащихся на уроке математики. - Нач. шк., 1988, №4. - с.32 -33.
37. Линева Р.М. Задания без числовых данных./ Для развития логического Мышления. - Нач. шк., 1995, №9. - с.25 - 27.
38. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. - М., 1986. - с.27 - 30.
39. Мохнаткина Э.А. Стихи на уроке математики. - Нач. шк., 1988, №10.- с.47 - 48.
40. Мохначёва И.И. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. - Нач. шк., 1990, №12. - с.13 - 15.
41. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
42. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. - М., 1968. - с.25,62,74.
43. Педагогика. /Под ред. Н.И. Болдырева, 1968.
44. Подласый И.П. Педагогика./Книга 1. - М., 2001. с. 97.
45. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под. ред. Венгер Л.А. - Киев., 1985. с.208.
46. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов, сост. А.А. Радугих.-М.: Центр, 2000. - с. 256.
47. Пчёлко А.С. Основы методики начального обучения математике. - М., 1965. - с.40 - 42.
48. Рамзаева Т.Г. Учебник «Русский язык» для 4 класса как средство организации познавательной деятельности учащихся. - Нач. шк., 1989, №8. - с.18-22.
49. Романцев Г. М., Федоров В. А., . Осипова И. В, Тарасюк О. В. Профессионально-педагогические понятия. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 1998. - с.705.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1./Сост. А.В.Брушлинский. - СПБ.: Питер,1999. - с.712.
52. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении.// Материал к научной конференции по дидактике./ 11- 12 мая/. - М., 1965. - с.5.
53. Сорокин Н.А. Дидактика. - М., 1974. - с. 132 - 136.
54. Столяренко. Пед. Психология. - М., 1999 - с.135 - 147.
55. Стрелкова Е.А. Игра - это серьёзно!// Начальная школа: плюс - минус. 2001, №4.
56. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич Словарь психолого-педагогических понятий. - Минск: БГТУ, 2007. - 68 с.
57. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М., 1988. - с.8, 20, 40, 43, 53.
58. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.- Ярославль: Академия развития, 1996.
59. Торндайк Э. Процесс учения у человека. - М., 1935. - с.44.
60. Тридчакова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при работе над простой задачей. - Нач. шк., 1995, №10. - с.24 - 29.
61. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. ФАИР - ПРЕСС,2004. - с.576.
62. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990. - с.576.
63. Чилингирова Л.К., Спиридонова Б.С. Играя учимся математике. М.: Просвещение, -1990, -с.96.
64. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - с.209.
65. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П.; Под ред. Шамовой Т.И. Управление образовательными системами. - М: ВЛАДОС, 2001. - 319 с.
66. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М., 1989. - с.202.
67. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.- с.13, 122, 206.
68. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. / Активизация учебно-познавательной деятельности. - М., 1986. - с. 15, 19, 135.
69. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М., 1996.
70. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979. - с.19.
71. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. - 1994. - №5.
72. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - №3.
В статье «Игра - веление времени» с нами делится своим опытом использования игрового материала на уроках Раиса Алабина, учитель одной из московских школ. Она придерживается такого мнения, что через игру дети познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с другими людьми. Автор знакомит читателей с требованиями к организации и проведению дидактических игр. Она, как и Жигалкина Т.К., классифицирует дидактические игры по характеру познавательной деятельности. Раиса Алабина считает, что введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребёнка, в течение всего урока поддерживать его внимание.
В сборнике «Играя, учимся математике» автор Чилингирова Л.К. и Спиридонова Б.С. ставят цель: помочь учителям начальных классов в организации и проведении дидактических игр. Авторы пишут об их значении и сущности.
По их мнению, дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. В зависимости от того, какие материалы используются при проведении игр, они выделяют следующие виды: предметные, предметно-словесные и словесные. Автор считает, что дидактические игры содействуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса. [63, c.63]