Теоретические аспекты изучения коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативная компетентность является для подрастающего поколения одной из наиболее важных, поскольку она обеспечивает гибкость и способность к адекватному самовыражению в общении, взаимодействию с людьми, к глубоким межличностным отношениям; активизацию социальных контактов человека, успех деятельности в меняющихся условиях.
Как отмечают многие ученые, фундамент умственного, физического и нравственного развития ребенка закладывается в период дошкольного возраста. Дошкольник не сможет общаться с взрослыми и сверстниками, без правильно сформированных коммуникативных навыков.
Отечественные психологи, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин М.И. Лисина, А.Г. Рузская, З.М. Богуславская утверждают, что коммуникативные умения в целом способствуют психическому развитию дошкольника, а также влияют на общий уровень его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
- Проблема коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Особенности коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте
1.3. Условия психолого-педагогического просвещения родителей по развитию коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Характеристика экспериментальной выборки и методов исследования
2.2. Исследование первоначального уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Программа психолого-педагогического просвещения родителей, направленная на формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
2.4. Сравнительный анализ полученных результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Еще с 30-х годов ХХ века проблема развития коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте рассматривалась учеными психологами и педагогами, сейчас актуальность не снижается и особенности коммуникативной компетентности детей изучают и сегодня.
В ряде педагогических исследований таких как А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская отмечают, что «коммуникативные навыки способствуют психическому развитию старших дошкольников».
По мнению психологов - А. Петровского, Е.Е. Шулешко, Г.Г. Кравцова сформированность коммуникативных навыков на этапе перехода дошкольника к обучению в школе становится более очевидным.
Таким образом, отталкиваясь от различных представлений данного понятия, коммуникативная компетентность рассматривается в настоящее время как одна из основных компетентностей современного человека и выступает в ряду целевых ориентиров. Рассмотрим более подробно проявление коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте.
У детей старшего дошкольного возраста развитие коммуникативных навыков, по мнению А.Г. Рузской и З.М. Богуславской способствует эффективному взаимодействию ребенка со взрослым, непосредственно может оказывать влияние на появление познавательных, личностных и деловых мотивов общения. У некоторых дошкольников формирует инициативу и стремление к общению. У детей в старшем дошкольном возрасте начинают складываться и меняться характер отношений со сверстниками, чаще возникают отношения (дружба, товарищество, симпатия). Дети начинают играть «группами».
Многими учеными – психологами отмечается, что «взаимодействие ребенка со взрослым является важной составляющей развития всех психических процессов, способностей, качеств личности ребенка, а именно мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения».
Так психологами-исследователями М.В. Шинкорук, Т.Е.Наливайко и другими был сделан акцент при определении структурных элементов коммуникативной компетентности.
Структурные компоненты: 1. Когнитивный. 2. Поведенческий. 3. Эмоциональный компонент.
В соответствии с этим подходом, можно утверждать о сформированности адекватного образа сверстника, который включает в себя эти компоненты КК.
Проявление положительного отношения к сверстнику, превалирование чувства вовлеченности, является показателем эмоционального аспекта «КК». Дом, работа, книга, воспитатель, мы пришли в германию, скоро будет елка, кружка мыло, саны, снег, ручка будет хорошеть, дерево, шампунь.
Рассматривая когнитивный компонент, мы можем подразумевать, что старший дошкольник знает основные правила и нормы общения, понимает эмоции собеседника и сверстника, осознает и понимает, как предотвратить спорные и конфликтные ситуации, знает и умеет выйти из них с наименьшими потерями.