Педагогические развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях демократизации российского общества творческое отношение к продуктам деятельности человека выводится на одно из приоритетных мест в перечне обновленных ценностей современного постиндустриального сообщества. Современные концепции и национальные проекты: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования», «Концепция дошкольного образования» актуализируют проблему разработки новых подходов к развитию творческой личности.
Творческие способности, созданные и функционирующие в рамках детского образовательного пространства, синкретичны по своей сути. Цель современного дошкольного образования – формирование базиса личностной культуры человека, основанной на осознанном и творчески-преобразующем отношении к окружающему миру.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 3
1.Теоретические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.……………………………….………………...… 8
1.1.Характеристики понятий «творчество» и «творческие способности»………………………………………………….……. 8
1.2.Психолого-педагогические основы развитя творческих способностей у детей дошкольного возраста..………...……………13
1.3.Педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………….……… 19
19 2.Исследование по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.…………………….………………………………25
25 2.1.Диагностика уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………....…...….……………...……....……25
2.2.Содержание работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста………….………………………….………… 27
Заключение…………………………………………………………………... 49
Список использованных источников……………………………………….. 52
Приложение А Методика «Незавершенная сказка»……………....……….62
Приложение Б Система педагогических занятий по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдулова, Т. П. Психология игры: учебник для вузов / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 232 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/454337 (дата обращения: 27.11.2021). – ISBN 978-5-534-05718-8.
Анисимов, О. С. Психология: теоретические основы: методология: учебное пособие / О. С. Анисимов. – Москва: [б. и.], 2019. – 465 с.: ил. – (Энциклопедия управленческих знаний). – ISBN 978-5-6041241-3-0.
Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 103 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/466649 (дата обращения: 03.10.2020). – ISBN 978-5-534-13738-5.
Барышева, Т. А. Психология творчества: учебник для вузов / Т. А. Барышева. – Москва: Юрайт, 2020. – 300 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/449585 (дата обращения: 03.10.2021). – ISBN 978-5-534-13240-3.
Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев; [вступительная статья В. А. Лекторского; послесловие В. Н. Шердакова]. – Санкт-Петербург: Русский христианский гуманитарный институт, 1997. – 463 с.: портр. – (Философы России XX века). – http://marxistphilosophy.org/SovPhil/Batishchev97.html (дата обращения: 10.02.2021). – ISBN 5-88812-045-6.
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: монография / Д. Б. Богоявленская. – Самара: Учебная литература, 2009. – 416 с. – ISBN 978-5-393-00288-6.
Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В. Брушлинский; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. – 3-е изд. стер. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 406 с. – (Психологи России). – ISBN 978-5-9770-0364-3.
Проведя данные занятия направленные на развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, мы увидели, что активность была высокой, игры стимулировали мыслительную и познавательную деятельность. Проведение занятий прошло на высоком эмоциональном подъеме, дети задавали логически продуманные вопросы по существу задания, уточняли, подтверждая как познавательную, так и коммуникативную активность.
Для определения уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента мы ставили задачу проверить эффективность проведенной работы. Для этого на данном этапе, мы использовали методику, что и в начале нашего исследования «Незавершённая сказка».
В экспериментальной группе в ходе проведения методики и качественного анализа получены следующие результаты: 20 % (6 человек) показали низкий уровень сформированности коммуникативного навыка; 46 % (14 человека) имеют средний уровень, дети взаимодействуют с взрослыми, но еще неуверенны в себе; 34 % (10 человек) высокий уровень, дети сами проявляли инициативу в общении с взрослым, можно сказать, что коммуникативный навык умения задавать вопрос сформирован.