Вокал как средство коррекции процессов формирования и развития речи детей дошкольного возраста

Скачать дипломную работу на тему: Вокал как средство коррекции процессов формирования и развития речи детей дошкольного возраста. В которой определены поэтапные методические рекомендации по запуску и развитию устной речи детей дошкольного возраста посредством вокальных упражнений.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.03.2025
Объем файла
1768 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для освоения ребенком речи, формирования и развития всех ее четырех элементов: фонетического, лексического, связного, и грамматического. Своевременное формирование речевых навыков крайне важно для нормального развития ребенка, поскольку становление всех психических познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) происходит при непосредственном участии речи.Важно понимать, что речь не является врожденной способностью человека, она формируется параллельно с развитием ребенка. Многие дети к определенному возрасту овладевают речью без специального вмешательства, на основе копирования речи родителей и близких людей. Однако, в настоящее время имеется тенденция к увеличению количества детей с различными отклонениями в речевом развитии. Причин у такого явления может быть множество. Во-первых, значительно изменились социально-культурные условия, в которых сейчас растут дети.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты влияния вокала на формирование и развитие речи дошкольников
1. Этапы формирования и развития речи детей дошкольного возраста
2.  Вокал и его роль в формировании и развитии речи дошкольников.
3.  Место логоритмики в системе вокальных упражнений, направленных на формировании и развитии речи дошкольников
Глава 2. Практические аспекты использования вокальных упражнений в процессе работы по формированию и развитию речи дошкольников.
1. Методика запуска речи у неговорящих детей дошкольного возраста посредством вокала
2. Постановка, дифференциация и автоматизация звуков речи дошкольников посредством вокала.
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение………………………………………………………………………50

Список используемых источников и литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
 А᠌лексеева. Л., Т᠌ютюнникова Т. Му᠌зыка. – М., Аст, 1998.
Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М: Просвещение, 1973.
Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей – М. : Астрель ; 2006.
Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель; 2007.
Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства// Проблемы развития и воспитания человека Под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой – М.: издательство «Институт практической психологии», Воронеж: МОДЭК, 1997.
Ве᠌тлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемыдефектологии: / Е. Н. Винарская. – М. : Просвещение, 1989.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи: / А. Н. Гвоздев. – М.: ЛПН РСФСР, 1961.
Горский, Д. П. Роль языка в познании // Д. П. Горский. – Мышление и язык. – М, 1957.
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Егорова И.В. Музыкальное воспитание как средство коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: учеб.-метод. пособие – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012.
Жарова В.А. Дислалия. Часть I. Теоретические основы дислалии : методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011.
Кольцова M. M. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

Под речью понимают как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое высказывание). Речь представляет из себя  многокомпонентное явление: лингвистическое, социальное, интеллектуальное, психофизическое, эстетическое и психологическое.Процесс овладения речью состоит в овладении лексическим запасом языка, его грамматическим строем и фонетическими особенностями. Ребенок в процессе развития овладевает всеми тремя сторонами языка одновременно. Научаясь соотносить (а затем и произносить) тот или иной звуковой комплекс с предметом, который он обозначает, ребенок овладевает одновременно и лексическим составом языка, и фонетическим его строем
[11, с. 78].Развитие речевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемых ребенком как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активной речи [17, с. 86].Ребенок при нормальном развитии учится звукообразованию на основе слухового восприятия речи окружающих. Ребенок зрительно улавливает движения речевого аппарата окружающих, и это помогает ему в осуществлении собственной артикуляционной работы.Источником звука являются голосовые связки, выполняющие работу  вибраторов. Звуковая волна, зарождаясь в гортани, далее попадает в резонаторы, формируемые полостями носа, лба и рта.Оформление звука также осуществляют органы артикуляции: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.