Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Проблема организации и осуществления патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность в современных условиях, что обусловлено повышением значимости патриотизма как национальной идеи для государства, общества и каждого человека. Патриотизм выступает как политический и нравственный принцип, социально-нравственный императив, интегративное личностное качество, т.е. как целостный феномен, характеризующий симбиоз его социальных и индивидуальных аспектов.Исследованиями о патриотизме, а также о формировании патриотических качеств занимались Е.Е. Казаева, Т.Т. Зубова, Т.Н. Антонова, Л.Л. Кондрыкинская, Е.П. Арнаутова, В.Г. Нечаева, Т.Н. Виноградова.Необходимость целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию подчеркивается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
1 Сущность понятия «патриотическое воспитание» и «патриотизм»
2 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
3 Характеристика способов формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
1 Процедура и методики исследования
2 Анализ результатов исследования
3 Методические рекомендации по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Список использованных источников
Агапова И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы [Электронный ресурс] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова Режим доступа: https://multiurok.ru/files/i-a-agapova-m-a-davydova-my-patrioty-klassnye-chas.htmlАлиева С.А., Омаров О.Н. Теоретические проблемы патриотического воспитания // МНКО. 2017. №6 (67). с. 90-92.
Алиева С.Т., Магомедова З.И. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2012.№1 (18). С.19-23.
Аубакирова Р.Ж., Тайболатов К.М. К проблеме патриотического воспитания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №4 (25). с.78-80.
Бородина Е.Н. Результаты экспериментального исследования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в полихудожественной деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. №8. c.24-29.
Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике / И. И. Бурлакова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2015. № 6. С. 3-81
Воронова Е.Н. Самовоспитание как комплексная проблема // В сборнике: Образование в современном мире Сборник научных статей. - Саратов, - 2019. -С. 231-235.
Вырщиков А.Н. Педагогический аспект понятия «Патриотизм» как методология патриотического воспитания // Известия ВГПУ. 2012. №5. c.8-11.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические основания инновационного развития патриотического воспитания в регионе // Известия ВГПУ. 2015. №3 (98). c.4-10.
Галуцких М.Л. Патриотическое воспитание - объединяющая сила // Проблемы педагогики. 2016. №11 (22). с.45-49.
Гревцева Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. №3 (45).
Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка // Под общей редакцией В.П. Бутромеева. Абрис, 2018. 448 с.
В настоящее время патриотизм считается самой важной ценностью, объединяющей в себе не только социальную, но и духовную, нравственную, культурную, историческую и другие составляющиеПри рассмотрении проблемы развития патриотизма, И.Ф. Харламов определяет его как единую совокупность нравственных чувств и черт поведения, в том числе любовь к Родине, активный труд на ее благо, уважение и умножение трудовых традиций народа, уважение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, желание укрепить честь и достоинство своей страны, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной ненависти, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.На сегодняшний день патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» содержание патриотического воспитания представляется основой общего процесса нравственного становления и развития личности [21, c.10].Рассматривая проблему патриотического воспитания, О. А. Сабодаш определила суть патриотического воспитания в качестве развития чувств любви к родному народу и уважения к остальным народам, гражданского самосознания через глубокое изучение духовного мира государства [23, с. 199].