Изучение стилей речи на уроках русского языка как одно из условий формирования коммуникативной культуры младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью современных школ является процесс развития образования, в котором уделяется внимание личности детей, которая в основном формируется в процессе деятельности и обмена. Именно поэтому в настоящее время выдвигается на первый план задача подготовки младших школьников к всестороннему общению в устной и письменной формах.Реализация этой задачи предполагает формирование коммуникативных и речевых навыков у школьников. Концепция "коммуникативно-вербальных навыков" является основной концепцией в методах обучения связной речи, поскольку она учит детей последовательно говорить и писать, что означает, что она формирует набор навыков для создания дискурса на основе концепций, связанных с речью [2].
В школьной системе русский язык является не только предметом, но и средством обучения, от него зависит успешность освоения всех школьных предметов и общее качество образования.
Не все выпускники младших классов могут четко и логично выражать свои мысли, композиционно формулироват
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Стили речи и их содержание 5
1.2 Особенности формирования коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка 13
1.3. Анализ учебников русского языка для начальной школы 18
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Диагностический аппарат 24
2.2 Комплекс упражнений «Тайны стилей речи», направленный на формирование коммуникативной культуры младших школьников 29
Выводы по 2 главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система упражнений: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред.А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 286 с.
2. Бакулина, Г. А. О работе над изложением на уроках русского языка [Текст] / Г. А. Бакулина // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 22-25.
3. Бакулина, Г. А. О новых видах сочинений в начальной школе [Текст] / Г. А. Бакулина // Начальная школа. – 2014. – № 7. – С. 37- 43.
4. Барахоева, И. Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта [Текст] / И. Б. Барахоева // Фундаментальные исследования. –2014. – № 8 (часть 2). – С. 433-437.
5. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] /М. М. Бахтин. – М. : Художественная литература, 1975. – 502 с.
6. Бондаренко, А. А. Сочинение с ошибками: о редактировании текста в начальной школе [Текст] / А. А. Бондаренко // Начальная школа. –2009. – № 4. – С. 32-35.
7. Виноградов, С. И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи [Текст] / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. – 1996. – С. 121-152.
8. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в современной психологии. – 1966. – С. 215-256.
9. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. – М. : Наука, 1981. – 140 с.
10. Дудковская, Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / Е. Е. Дудковская // Человек и образование. – 2014. – № 3 (40). – С. 98–101.
11. Егоров, В. В. Педагогика высшей школы [Текст] : учеб. пособие / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков. – Новосибирск : САФБД, 2008. − 260 с.
12. Казанский, Н. Г. Дидактика (начальные классы) [Текст] / Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова. – М. : Просвещение, 1978. – 222 с.
13. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс [Текст] Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 143 с.
14. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 144 с.
15. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 144 с.
16. Канакина, В. П. Русский язык.
В данном параграфе рассмотрели методы и приемы педагогической работы на уроках русского языка, направленные на формирование коммуникативно-речевых умений, упражнения, сгруппированные в зависимости от того, на формирование каких коммуникативно-речевых умений они преимущественно направлены, а также условия, от которых зависит эффективность любых речевых упражнений. Нужно понимать, что продуктивность и результативность процесса обучения достигается также благодаря тому, что заданные упражнения даются не в беспорядочной форме, а в определенной системе.
1.3. Анализ учебников русского языка для начальной школыЗнакомство младших школьников со стилями речи, стилистическими понятиями и выполнение соответствующих упражнений имеет большое значение для овладения ими выразительными ресурсами русского языка. Именно в начальных классах стилем речи опр