Исследование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных тестов

Скачать курсовую работу на тему: "Исследование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных тестов". В которой раскрыты особенности овладения связным высказыванием детей с общим недоразвитием речи; Рассмотрен диагностический и коррекционно-развивающий потенциал рисуночных тестов.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
16.03.2025
Объем файла
123 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

ФГОС ДОО предъявляет высокие требования к речевому развитию дошкольников. Вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 1.09.2013 N 273-ФЗ ст. 79 (ред. от 07.03.2018) задает новые направления в поисках организации обучения дошкольников. Содержание образовательной работы в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДОО направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие коммуникативных навыков детей. Одним из направления является коммуникативно-речевое развитие. Коммуникативное речевое развитие требует навыков спонтанного, развернутого монологического высказывания в разных коммуникативных ситуациях. Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим миром, функция общения. Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включа

Оглавление
Введение …………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………. 7
1.1.Феноминология связной речи ………………………………………….. 7
1.2. Особенности овладения связным высказыванием детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………………… 12
1.3. Диагностический и коррекционно-развивающий потенциал рисуночных тестов…………………………………………………………... 17
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ ………………….. 23
2.1. Организация и методики исследования ………………………………. 23
2.2. Анализ результатов исследования ………………................................. 28
Заключение ………………………………………………………………….. 34
Список литературы …………………………………………………………. 36
Приложение …………………………………………………………………. 41

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2003.

2. Алабужаева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. - 445 с.

3. Алексеева М.М., Яшина  В.И. Ме тодика  развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие  для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., / М. М. Алексеева  В.И. Яшина . – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 400 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 2004.

5. Большакова В. В., Одоевский В.Ф. О вопросах психологии воспитания и обучения детей. Психологический журнал. - Т. 6. -№ 2- 2005.- С.15-18.

6. Бородич А.М.  Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

7. Быкова В.П., Бакланова О.Н. Коррекционно-логопедическая работа по развитию связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: по материалам всерос. науч.-практ.конф. / под ред. Г. С. Чесноковой; НГПУ. – Новосибирск, 2014. – С. 152–155.

8. Визе ль, Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка / Т.Г. Визе ль. - М.: Секаче в, 2012. – 48 с.

9. Волковой Л.С, Шаховской С.Н. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фа к. пед. высш. учеб. заведений / под ре д. Л.С. Волковой, С.Н. Ша ховской. — М.: ВЛА ДОС, 2002. – 680 с.

10. Воробьева  В.К. Ме тодика  развития связной речи у де те й с системным недоразвитие м речи: учеб. пособие  /В.К. Воробьева  — М.: A CT: Астре ль: Тра нзиткнига , 2009.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с.

12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 360 с. 

13. Гербова О. Е. Развитие речи 4 – 6 лет / О. Е. Гербова. – Москва: Академия, 2015. – 290 с. 

14. Глухов В.П. Формирование  связной речи де те й дошкольного возраста  с общим речевым недоразвитие м. М.: «Аркти», 2002 г. – 144 с.

15. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 259 с. 

16. Дошкольная логопсихология. Учебное пособие. Под редакцией профессора В.И. Селиверстова. - М., 2003, -153С

Н.В. Макарова о речевом развитии на 5 году жизни, говорит о возможности ребенка строить высказывания, излагать свои мысли. Активный словарь увеличился до 2500-3000 слов, но часто это приводит к тому, что дети допускают грамматические ошибки, неправильно используют глаголы, не согласовывают слова в роде и числе, например, («хочут», а не хотят, папа пошла и др.). Также этот возраст удивителен тяготением к рифме, дети играют со словами, рифмуют, сочиняют стихи. В этот период идет развитие речевого слуха. В возрасте пяти лет исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, реже наблюдаются пропуски звуков и слогов. Однако сохраняются сложности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р’, л, л’, например, пластилин, вытирала. Также вызывают сложности слова с множеством шипящих и свистящих согласных (сапожки) [Макарова, 2018].
В старшем дошкольном возрасте дети способны принимать активное участие в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других детей, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, которые они решают в процессе совместной деятельности.
У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста – связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется прежде всего усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит