Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития постоянно предъявляются все новые требования к совершенствованию процесса образования в школе по совершенствованию образовательного процесса. Исходя из этого, в свете модернизации образования России школа должна стать одним из самых важных факторов формирования новых жизненных установок и личностных характеристик. В связи с этим происходят изменения и меняются приоритеты в целях образования: в настоящее время недостаточно дать школьникам определенную сумму знаний, сегодня уже необходимо учить обучающихся учиться, развить их познавательную и учебную мотивацию.Важно заметить, что идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в Концепции модернизации Российского образования 2010 года, законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Введение…………………………………………………………...………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования учебной мотивации младших школьников………………………….………………………………...….7
1.1. Характеристика понятия «учебная мотивация» ………………………...…..…7
1.2. Особенности формирования учебной мотивации младших школьников………………………………………………………………………...…15
1.3. Методы и средства формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...…..27
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию учебной мотивации младших школьников.............................................................................................. 36
2.1. Изучение уровня учебной мотивации младших школьников………………..36
2.2. Формирование учебной мотивации младших школьников……………...….. 52
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию учебной мотивации младших школьников………………......……………………………….59
Заключение……………………………………………………………………….….66
Список использованных источников…………………………………………… 68
Список использованных источников:
Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2016. 89 с.
Алексеева М.И. Мотивы обучения учащихся / Советская школа, 2011. 120 с.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 2012. 208 с.
Бланк Т.В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Бланк Т.В. // Начальное обучение и воспитание: научно – методический журнал. –Харьков: Основа. 2019. № 16/18. - С. 2-9.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Божович Л.И. // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под редакцией Божович Л.И., Благонадежина Л.Г. –М .: Педагогика, 1972. –С . 7 - 44.
Божович Л. И., Морозова, Н. Г., Славина, Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Психология в вузе. 2011. № 5.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович: Избранные психологические труды 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК» 2011. 352 с.
Власова Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Дисс. … канд. психол. наук. М.: 2011. 150 с.
Гинзбург М.Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, М., Просвещение, 1981. 265 с.
Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Мн .: Харвет, 2014. 354 с.
Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2016. 336 с.
Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: 1986. 350 с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2013. 512 с.
Корсини Г., Ауэрбах, А. Психологическая энциклопедия. СПб.: 2012. 954 с.
Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М.: 2011. – 450 с.
Кулагина И. Ю. Мотивация отстающих в учении школьников // Журнал практического психолога. 2015. № 4. С. 90-95.
Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит также от возраста обучающихся, особенностей данного класса, и наконец, от темперамента и характера учителя.Значение контроля и оценки для формирования положительной мотивации учебной деятельности всегда вызывало много дискуссий. Сейчас в начальной школе чаще всего применяются методы устного и письменного контроля, реже - методы лабораторного контроля и самоконтроля.Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения у большинства исследователей. Но очень важно, особенно в самом начале учебу, не подавить оценкам активность, инициативу, интерес обучающихся к процессу познания. В современном учебном процессе оценка чаще выражается с помощью балльной отметки, которая бы «закрепляет» оценку. Однако на практике это негативные последствия: получение хороших отметок становится для обучающихся самоцелью, то есть происходит смещение учебной мотивации с самой деятельности на отметку. Низкая же оценка, полученная ребенком, вызывает у нее негативные эмоции, которые с время могут стать причиной тревожности и привести к формированию мотивации избегания.Итак, приходим к такому выводу, что балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место.Главным в оценке работы обучающегося должно быть качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижение в усвоении учебного материала и выявление причин недостатков. оценки должны побуждать обучающихся к обучению, поэтому в младшем школьном возрасте с целью формирование мотивации учения важно поддерживать все, даже маленькие, поезда обучающихся к познанию.