Коррекция проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами арттерапии
Введение
Формирование гармонично развитой личности является одной из основных целей педагогической теории и практики на данном этапе развития всего нашего общества. В наше время формирование и раскрытие потенциала детей, развитие их внимания, способности мыслить, создание комфортных условий для увеличения жизненного опыта и формирования личности являются основными задачами современной педагогики.Одной из самых тревожных тенденций в наше времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях дошкольной организации должна занимать исключительное положение.Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы коррекции проявлений гиперактивности у детей с задержкой психического развития средствами арт-терапии в психолого-педагогической литературе
1.1 Проблема психической активности и гиперактивности в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Особенности проявления гиперактивности у детей с задержкой психического развития
1.3 Основные направления и содержания коррекционной работы по преодолению проявлений гиперактивности у детей с задержкой психического развития средствами арт-терапии
Выводы по I главе
Глава II. Экспериментальное исследование проблемы коррекции проявлений гиперактивности у детей с задержкой психического развития средствами арт-терапии
2.1 Диагностика проявлений гиперактивности у детей с задержкой психического развития
2.2. Содержание коррекции проявлений гиперактивности у детей с задержкой психического развития средствами арт-терапии
2.3 Динамика проявлений психомоторной активности у детей с задержкой психического развития
Выводы по II главе
Заключение
Не найдено
Основной причиной задержки психического развития, согласно исследованиям Н.Ю. Боряковой, «являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга; они могут быть врожденными или полученными во внутриутробном, родовом или в ранних периодах его жизни» [5, с. 12].Принимая во внимание такие особенности развития детей с ЗПР как неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти и продуктивности запоминания и отставание в развитии абстрактно-логического мышления, целесообразно отметить, что самостоятельная деятельность дошкольников с задержкой психического развития становится проблематичной или невозможной» [24, с. 41].Детям с задержкой психического развития нужен больший период времени для того, чтобы принять, и переработать сенсорную информацию. Деятельность детей происходит хаотично, без плана. Как исследует А.Н. Леонтьев, «данный факт связан с малым личным опытом ребенка и с отсутствием его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности» [20, с. 65].Данная группа детей характеризуется такими важнейшими личностными чертами как: неустойчивые эмоциональные процессы, трудной и проблемной адаптацией в новом обществе, частые смены настроения. Дети с ЗПР часто проявляют незаинтересованность в предлагаемых задачах, играх или какой-либо другой работе, у них слабые мотивационные механизмы деятельности, нечеткость выполняемой работы, у них отсутствует четкий план действий. В связи с этим дети показывают низкий уровень интеллектуальной активности [20, с. 67].