Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях реабилитационного центра
Введение
Актуальность исследования. Проблема оказания помощи младшим школьникам, находящимся в трудной жизненной ситуации, сегодня недостаточно изучена, что требует разработки эффективных технологических подходов.
Одной из технологий является педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которая включает в себя работу с семьей. Многочисленные психологические исследования в качестве основных проблемных переживаний современного ребенка указывают тревогу перед будущим, неуверенность в своих возможностях, сложности во взаимоотношениях с родителями. Среди детей, сталкивающихся с кризисными ситуациями жизни, более уязвимыми оказываются те, семья которых по разным причинам не является для них опорой и не в состоянии обеспечить им необходимую своевременную помощь и поддержку.
Социализация детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, представляет собой процесс, происходящий под влиянием специфического комплекса микро-факторов (семья, соци
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения младших школьников, попавших в трудную жизненную ситуацию 5
1.1 Понятие психолог педагогического сопровождения в литературе 5
1.2 Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников, попавших в трудную жизненную ситуацию 6
1.3 Система помощи младших школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации находящихся на реабилитации в центре 7
2 Исследование психолого-педагогического сопровождения младших школьников в трудной жизненной ситуации, находящихся на реабилитации в центре 15
2.1 Организация и методы исследования психолого-педагогического сопровождения младших школьников в трудной жизненной ситуации, находящихся на реабилитации в центре 15
2.2 Результат исследования системы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в трудной жизненной ситуации, находящихся на реабилитации в центре 17
Заключение 26
Список использованных источников 27
Список использованных источников
1.Абраменкова, В.В. Социальная психология детства развитие отношений ребенка в детской субкультуре: учебное пособие/ В.В. Абраменкова. М.: Московский психолого социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.
2.Авдеева, Н.Н. Становление образа себя у детей младшего школьного возраста [Текст]: научное издание / Н.Н. Авдеева Вопросы психологии. М.:
Академия, 2012. №4 93 с.
3.Авдонина, Н.И. Отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической и социально психологической работы с детьми из неблагополучных семей [Текст]: научное издание / Авдонина, Н.И. Вестник Мордовского госуниверситета. 2009. №2. С. 178182.
4.Александровская, Э.М., Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учебное пособие для вузов / Кокуркина, Н.И, Куренкова Н.В. М.:
Академия, 2002. 208 c.
5. Алиева, М.А., сам строю свою жизнь: учебник / Гришанович Т.В. Лобанова, Л.В. Травникова, Н.Г. Трошихина Е.Г. Я СПБ: Речь, 2009. 216 с.
6. Арсеньев, А.С. Философские основания понимания личности цикл популярных лекцийочерков с приложениями учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Арсеньев. – М.: Академия, 2001. – 592 с.
7. Бурмистрова, Е.В. Психолого педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с особыми нуждами : Учебное пособие/ Е.В.
Бурмистрова Сб.: Коррекционная педагогика и психология ЮОУ МКО М.: 2001. 289 с.
8. Василевская, К. Н. Трудная жизненная ситуация: научное издание / проблема определения и диагностики Социальные технологии, исследования.
– 2004. – № 1.– С. 57–60.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика Курс лекций : Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – 3е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 132 с.
9. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников : учебное пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Издво «ВладосПрес», 2004. –160 с.
10. Выготский, Л.С. Психология искусства [
Человек, находящийся в трудной ситуации, получает информацию относительно разных ее элементов – о внешних условиях, о своих внутренних состояниях, о ходе и результатах собственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных, оценочных и эмоциональных процессов. Результаты обработки информации в этих трех аспектах влияют на дальнейшее поведение личности в данной ситуации. Осознание нарушения равновесия между отдельными элементами ситуации означает определенный уровень угрозы для личности. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая приобретает форму отрицательных эмоций различного качества и силы. Роль эмоций в психологическом механизме поведения в трудных ситуациях может быть разной:
1. как детектор трудности;
2. как оценка значения ситуации для личности