Теоретико-методологические основы использования арт-терапии в процессе развития внимания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: Дети дошкольного возраста испытывают острую нехватку в развитии такого важного психического процесса как внимание. Оно позволяет выделять и отбирать нужную информацию и избавляться от ненужной. Оно неразрывно связано с другими психическими процессами.
Проблемой изучения научных и методических основ развития процессов внимания занимались такие известные личности как Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, О.С. Вудвордс, П.Я. Гальперин, Е Д. Хомская, Б.Д. Карвасарский, С.Д. Забрамная и др.
У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Изучением процессов внимания у умственно отсталых детей занимались такие ученые, как И. В. Беляков, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, С. Д. Забрамная, И. Л. Баскаков, С. В. Лиепин.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1 Особенности внимания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 6
1.2 Возможности арт-терапии в развитии внимания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 11
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ 18
2.1. Определение уровня развития внимания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 18
2.2 Рекомендации педагогу- дефектологу по развитию внимания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством арт-терапии 25
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей [Текст] /А.А. Воронова. – Рн/Д.: Феникс,2013. – 253 с.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1960. – 500 сГальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 101 с.
Грошенков И.А. Основные принципы работы по развитию изобразительной деятельности у умственно отсталых школьников в процессе рисования // Дефектология. - 1980. - №1.
Грошенков И.А. Тематическое рисование на уроках изобразительного искусства во вспомогательной школе//Дефектология. - 1974. - №4.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1966.
Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1974. – 120 с. + 16 с цв. ВклДормашев, Ю.Б. Психология внимания: Учебник. - 3-е изд., испр. / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Флинта, 2012. –376 с.
Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 сЕкжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Зинченко, В.П., Вергилес, Н.Ю. Формирование зрительного образа. -М.: МГУ, 1969. - 105 с
Исследование познавательных процессов детей-олигофренов [Текст]: Сб. науч. тр. / В. Г. Петрова. – М.: АПН СССР, 1987. – 88 сИсаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2013. – 391 с.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983 г.
Первая серия. Четыре картинки стимульного ряда: бабочка, курица, карандаш, яблоко; две картинки, не принадлежащие ряду: ножницы, кукла.
Вторая серия. Пять картинок стимульного ряда: булка, кошка, лопата, гриб, цветок; две дополнительные картинки: корова, диван.
Процедура проведения: Перед ребенком раскладываются картинки стимульного ряда, и дается инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и запомни их. Когда ты закроешь глаза, я спрячу одну картинку, а ты потом ее покажешь и положишь на то место, на котором она лежала».
После такого предъявления ребенку предъявляется три картинки, среди которых находится одна из картинок стимульного ряда (например, карандаш), а две другие первоначально не показывались ребенку. Испытуемый должен найти ту картинку, которая находилась в ряду, и положить ее на первоначальное место.
Вторая серия проводится аналогично с той разницей, что вниманию и запоминанию ребенку предлагается большее количество картинок (пять) и инструкция дается в более свернутом виде в связи с тем, что задание уже знакомо испытуемому.